Восстановление старой кузнечной наковальни с металлоприемки

Как сделать наковальню

Когда речь заходит о кузнице, то воображение сразу рисует картину: два широкоплечих добрых молодца с ручником и кувалдой, на заднем плане – жаркий горн, а на переднем, в центре мастерской – наковальня. Она является символом кузнечного дела.

Назначение наковальни

На наковальне выполняются все ручные, кузнечные операции:

  • ковка;
  • закалка;
  • придание заготовке необходимой формы и т.д.

Без наковальни никак нельзя обойтись. Но магазинные цены «кусаются» и приходится думать: как сделать наковальню своими руками. В интернете много рекомендаций, предложим и мы свою.

Конструкция самодельной наковальни

Следует учитывать, что наковальня подвергается большим ударным нагрузкам и воздействию высокой температуры. Поэтому, она должна обладать повышенной устойчивостью и механической прочностью. Её вес может достигать нескольких десятков килограммов. Профессиональную наковальню изготавливают из легированной стали 35Л.

Для изготовления самодельной наковальни часто используют обрезки крановых рельсов.

Наковальня из рельса

На «лицо» (это плоская поверхность наковальни, на которой производятся основные операции плоской ковки) сваркой устанавливается пластина из легированной стали – наличник.

Для удобства в работе, наковальня должна иметь следующие элементы конструкции:

  • рог. Так называется конусообразный выступ на боковой её части. Основное назначение – это раскатка и гибка заготовок. Часто наковальня имеет два рога;
  • хвост. Это выступ прямоугольной формы с противоположной от рога стороны наковальни. Предназначен он для гибки заготовок под прямым углом;
  • прямоугольное гнездо для подкладного инструмента и шперака. Строго говоря, шперак – это цельнометаллический чекан с двухсторонним наконечником и подтоком. Используют его, как мини-наковальню, при декоративной и художественной ковке;

Все эти элементы конструкции, возможно, вам и не потребуются. Так что, выбираете необходимые, и, при помощи доступных вам слесарных инструментов, создаёте наковальню.

Например, вот такую.

Видео примитивной самоделки-наковальни из куска рельса смотрите в этой статье.

Основание для самодельной наковальни

Для компенсации энергии ударов служит массивное основание. Применяется одна из следующих конструкций:

    наковальня монтируется на массивную деревянную основу при помощи стяжек (болтов, шпилек, скоб и т.п.) и помещается в бочку с песком, врытую в землю.

Схема установки наковальни в бочке

Местоположение наковальни

С точки зрения эргономики, наковальню удобнее всего располагать в центральной части кузнечной мастерской и недалеко от горна. Это позволит по возможно более короткому пути доставлять заготовки из горна на наковальню. Рядом должны находиться ёмкости с охлаждающими жидкостями.

Где купить наковальню

Компания «СтройТулс»;

Компания предлагает кузнечную наковальню «KERN ANVIL» стоимостью 9000 руб. Контакты этой и других компаний по продаже наковален смотрите на этой странице.

Какую кузнечную наковальню выбрать

Устройство наковальни довольно простое, но каждый из отдельных элементов назначен выполнять различные операции по металлообработке. Она состоит из:

Для металлообработки способом горячей и холодной ковки важно наличие многих инструментов и приспособлений. И, если некоторые из них можно заменить или вообще проигнорировать, то кузнечная наковальня практически незаменимый элемент мастера. Ведь на ней выполняется вся основная обработка, особенно горячим способом.

В нашем материале мы рассмотрим типы и особенности такой принадлежности каждого кузнеца.

Элементы наковальни и их назначение

Устройство наковальни довольно простое, но каждый из отдельных элементов назначен выполнять различные операции по металлообработке.

Сам кузнечный «рабочий стол» состоит из следующих частей.

  • Лицо.
  • Рога.
  • Лапы.

Дополнительно каждая наковальня имеет отверстия круглого и квадратного сечения на поверхности, а также крепежные скобы (в стационарном исполнении).

Материалом для изготовления является легированная сталь марок 35 или 45Л. Изделие производится способом литья и имеет закаленные и незакаленные поверхности.

Лицевая часть наковальни — это основная рабочая поверхность, на которую приходится вся нагрузка в процессе металлообработки. Обязательным условием при изготовлении является термообработка лица до твердости с показателем HRC 45–50.

Вся поверхность тщательно шлифуется практически до зеркального блеска. Грани по сторонам от лица наковальни выдерживаются точно под прямым углом. Ребра обязательно заостренные без сколов и вмятин.

На лице наковальни проводят многие кузнечные операции, а на ребрах выполняют гибку заготовок и листового металла.

Если присутствует только один, то он имеет конусовидную округлую конфигурацию. В случае двух рогов — один округлый, а второй может иметь пирамидальную форму (носящий чаще название хвост).

Назначение такого элемента в выполнении функции оправки, на которой выполняют гибку полос или прутков, а также раскатку или сварку. Если есть второй пирамидальный, то на нем проводят изгибание и правку заготовок или куют изделия других сложных форм.

Некоторые типы наковален между лицом и рогом имеют незакаленную часть площадки, на ней проводят рубку металла зубилами.

Возле рога часто присутствует круглое, а в хвосте квадратное отверстия. Сечение в форме круга (15-25 миллиметров в диаметре) применяют для прошивки заготовок (вместо сверления), квадратное — это своеобразная точка установки дополнительных приспособлений (нижняков). Может присутствовать и два круглых отверстия с разными диаметрами (зависит от типа изделия).

Также, кроме перечисленных элементов, приспособление может быть дополнительно оборудовано слесарными тисками для более удобного выполнения кузнечных операций в одиночку.

Существует несколько типов этого кузнечного приспособления, их различают по наличию или отсутствию некоторых конструктивных элементов, габаритам и массе, а также по рабочему назначению.

Типы наковален

Государственным стандартом определяются следующие типы наковален заводского изготовления.

  • Безрогие. Массивная прямоугольная наковальня, массой от 96 до 210 килограмм.
  • Однорогие. Приспособление массой в 70-210 кг имеющее один рог конусовидной формы.

  • Двурогие. Наковальни, имеющие два рога, могут весить 100-270 килограмм.
  • Однорогая консольная. Может весить до 95 кг.
  • Шпераки. Небольшие приспособления и мини наковальня массой до 30 кг.

Выбирать наковальню нужно в зависимости от планируемых работ. Для габаритных и тяжелых обрабатываемых заготовок нужно приспособление более тяжелое, а для небольших поковок можно обойтись и относительно нетяжелой однорогой конструкцией. Также выбор будет зависеть от видов работ. Возможно, придется поискать двурогие наковальни с различными отверстиями.

Для ювелирных работ используются небольшие по размеру и массе шпераки, так как изделия довольно маленькие и не требуют тяжелой ударной обработки. Часто ювелирная наковальня изготовляется под заказ по личным потребностям, со своими индивидуальными элементами в конструкции.

Однако, может придется приобрести для мастерской и два типа этого кузнечного оборудования. Одну наковальню для стационарной установки, а вторую, поменьше — переносную.

Качественное кузнечное приспособление при ударе по ней молотком звенит, а сам ударный инструмент отскакивает от лицевой поверхности.

Кроме выбора и приобретения, важно правильно установить такое массивное приспособление, чтобы в дальнейшем не возникло проблем во время рабочего процесса.

Как установить наковальню

В качестве стула чаще всего используется большой деревянный чурбак диаметром от 500-600 миллиметров. Древесина должна быть из твердых пород: дуб, клен, ясень, береза и других подобных. Если нет подходящего материала, можно использовать бочку из дерева или металла. В нее засыпается земля, глина, песок и очень плотно трамбуются. Сверху закрепляется толстая деревянная прокладка, на которую и монтируют наковальню.

Высота подставки выбирается индивидуально, зависит от роста кузнеца.

Сам стул из деревянного чурбака не должен создавать дополнительных вибраций, поэтому его нужно вкопать в землю на глубину не менее, чем 0,5 метра с песчаной, плотно утрамбованной, подкладкой на дне ямы. Обязательно при этом сверяется уровень установки стула (горизонтальный и вертикальный).

Чем заменить

Сделанная из рельса наковальня прослужит длительный срок, хотя и не заменит полноценное заводское изделие.

Как сделать замену промышленному изделию можно посмотреть в видео

Самоделки со швеллера или двутавра могут использоваться лишь временно, так как их полки недостаточно толстые, а сталь не обладает стойкостью к механическому воздействию.

Конечно, лучшим вариантом станет полноценная заводская наковальня, изготовленная литьем и имеющая все необходимые элементы с закаленной поверхностью. Такое изделие прослужит в кузнечной мастерской практически вечно.

А что вы можете добавить к этому материалу? Насколько критично отсутствие в кустарной мастерской заводской наковальни и как можно ее заменить? Поделитесь своим опытом в выборе этого кузнечного приспособления и его использовании. Примите участие в обсуждении материала статьи в блоке комментариев.

Кузнечные наковальни: виды, конструкции, изготовление

Наковальня кузнеца. От правильного конструирования этого, на первый взгляд, весьма нехитрого предмета зависит производительность ковки и точность готовой поковки. Между тем вовсе не обязательно заказывать инструмент в специализированной мастерской: при наличии определённого комплекта рабочего инвентаря домашнего мастера его под силу изготовить и своими руками.

Классификация наковален

Виды наковален и их формы различны. Они классифицируются:

  1. по весу: например, наковальня 10 кг может быть применена лишь при горячей ковке молотом с весом не более 1 кг (именно такое соотношение весов считается оптимальным);
  2. по наличию кузнечного рога: наковальня двурогая или однорогая. в простейших случаях используют и наковальню простой конфигурации, но многого на ней не сделать;
  3. по форме опорной части – с лапами и без них, на сплошном основании;
  4. по наличию отверстия и его форме – стальные наковальни с круглым и/или квадратным глухим отверстием;
  5. с хвостом или без него.

Столь сложная конструкция и форма оснастки обуславливаются разнообразием кузнечных операций, которые могут быть выполнены только с использованием наковальни.

Скачать ГОСТ 11398-75 «Инструмент кузнечный для ручных и молотовых работ. Наковальни двурогие».

Традиционные составляющие кузнечной наковальни:

  • рог, который представляет собой конусообразный отросток на одном или обоих её боковых торцах. Он может быть съёмным и несъёмным. В первом случае изготавливается несколько комплектов с разным диаметром основания, что даёт возможность производить на этом элементе своими руками такие кузнечных переходы как завивку, раскатку, гибку. Съёмный рог снабжается резьбовой частью (резьба должна быть самотормозящей), и ввинчивается в тело наковальни;
  • хвост: выступ, квадратный в плане, размещаемый с противоположной от рога стороны. По размеру поперечного сечения и вылету примерно соответствует параметрам рога. При помощи хвоста выполняют гибку на угол 90°;
  • отверстия, причём в классической наковальне их должно быть два: квадратное – для установки какого-либо подкладного штампа, и круглое – для фиксации противоположного конца проволоки во время её завивки.

В заводских условиях наковальни изготавливаются из стали 35Л, например, на АО Глазовский завод «Металлист».

Упрощённая мини-наковальня может быть выполнена своими руками либо из широкого равнополочного швеллера ГОСТ 8240, либо из куска стального рельса, причём специалисты считают, что для этих целей подойдёт не железнодорожный, а крановый рельс КР120 или КР140.

Скачать ГОСТ 11397-75 «Инструмент кузнечный для ручных и молотовых работ. Наковальни однорогие».

Подготовительные работы

Выбор вида исходной заготовки для такого самодельного инструмента зависит от целей, ради которых он изготавливается. Для горячей ковки своими руками небольших поковок вполне подойдёт настольный вариант из швеллера, более массивные предметы можно отковывать только на наковальне из рельса.

Исходный стальной швеллер номером не ниже 36У или 40У обязательно должен иметь уклон внутренних граней полок. В этом случае допустимые напряжения изгиба выше, и полка не будет проседать под нагрузками. Размеры самодельной наковальни в этом случае будут следующими:

  • для номера 36У: ширина 110 мм, высота 360 мм;
  • для номера 40У: ширина 115 мм, высота 400 мм.

Длину заготовки принимают обычно по индивидуальным потребностям: обычно это не более 400 мм. Не рекомендуется принимать экономичный швеллерный профиль, поскольку его вес меньше, а момент сопротивления и жёсткость — ниже. В качестве материала обычно принимают сталь Ст.3сп, но лучше выбрать профиль из стали 17Г1С, прочность которой выше.

Долговечность изделия можно увеличить, если на её переднюю плоскость установить закалённую прошлифованную пластину из инструментальной стали типа 5ХНМ или 5ХГС. Толщина пластины должна быть не ниже 5…6 мм.

Аналогичные требования по материалу и размерам предъявляют к наковальне, изготовление которой намечено из рельса. Предварительно в заготовке стоит просверлить круглое глухое отверстие.

Изготовление наковальни

Как сделать наковальню? Последовательность выполнения операций заключается в следующем. Вначале получается рог. Для этого один из торцов заготовки постепенно обрабатывается «болгаркой» до примерно конической поверхности, после чего шлифуется и заостряется до вида усечённого конуса. Затем острая часть подгоняется напильником. Аналогично механической обработкой получают и хвост.

Для настольной наковальни из швеллера вышеуказанные элементы изготовить невозможно, поскольку в составном варианте не окажется тела сечения, чтобы надёжно их закрепить.

Следующий этап – оформление своими руками опорных лап. Для наковальни из рельса потребности в этом нет, ибо подголовок уже имеет технологические выступы. Используя их, можно просверлить своими руками требующиеся для крепления крепёжные отверстия. В швеллерном профиле все отверстия высверливаются в условно нижней полке. Учитывая большой вес, длинная наковальня крепится шестью болтами, короткой — достаточно и четырёх. Для крепежа подойдут болты от М16 и выше.

Важный момент – установка наковальни в мастерской. Поскольку изделие при использовании испытывает значительные динамические колебания и вибрации, то под него следует установить деревянное основание, которое будет успешно гасить вибрации. Его можно изготовить из дубового пня или сухой деревянной колоды, причём соотношение высоты к размеру поперечного сечения должно быть не более 1,5:1. Вес колоды/пня должен превышать вес оснастки в сборе не менее, чем в 10 раз. Такой импровизированный шабот заглубляется в грунт не менее чем на половину высоты, выравнивается уровнем, после чего грунт тщательно утрамбовывается. При заливке бетонного основания следует перед установкой обработать древесину антисептиком.

Наковальня кузнеца, изготовленная своими руками, по долговечности не уступит профессиональным образцам.

Кузнецы против историков. Где наковальни до 18 века?

У историков в силу гуманитарного мышления как всегда все просто: если кем-то когда-то написано и нарисовано, они как дети верят что все так и было, например в 16-17 веках кузницы в Российской империи исчислялись сотнями, ассортимент железных изделий широкий, косы изготовить — гуано вопрос. А вот у реальных кузнецов, коллекционирующих старые наковальни, наоборот, вопрос где наковальни до 18 века, вопрос даже ставится так «а был ли мальчик»?

Напомню ход рассуждений, который заставил поинтересоваться состоянием кузнечного дела до 19 века. Прикидка количества лошадей и коров в Российской империи — заготовки сена на зиму, нужны косы. В конце 19 века в РИ только лошадей было более 20 миллионов, соответственно в то же время и Вилейский завод с Артинским и другими делают косы миллионами, существует кустарное производство кос в селах, да еще импорт большой. Здесь в дискуссии комментаторы и заводы 18 века приводили и на деревенские кузницы уповали.

Заглянем еще дальше, в 17 век. Историки бодро пишут, например, в сборнике Очерки русской культуры XVII в. Часть первая. Материальная культура. Государственный строй \ Под ред. А. В. Арциховского — Москва: Издательство МГУ, 1979 — с.352 глава Обрабатывающие промыслы и ремесло (везде в тексте выделено жирным шрифтом мною — И. Шкурин):

«Оборудование кузниц, где выделывались описанные предметы, было несложным. Оно состояло из одной или нескольких наковален, молотов, бородки, клещей, гвоздильни, зубил и насеки, „что железо разсекают“ (Розыскные дела. т. IV, с. 405.).

»Рост торгового значения Устюга начался с середины XVII в. В 40-х гг. XVII в. на торговой площади города насчитывалось более 20 лавок, амбаров и других торговых помещений. Изделия из железа и стали представляли основную отрасль ремесленного производства города. Устюжские кузнецы поставляли на рынок богатый и разнообразный ассортимент металлических изделий: молоты, клещи, наковальни, ножи, резцы, пилки, сверла, щипцы, серпы, сошники, косы, вилы, топоры, лопаты, заступы, скобы, гвозди, подковы, сковороды, котлы, замки, ключи, цепи и т. д.”

Ну и как там с массовыми археологическими кос, серпов и прочего ассортимента до 19 века? Историки объясняют что металл тонкий, не сохраняются они. А наковальни? Там-то металл самый толстый. И если кузниц было полно, то и наковален должно быть как грязи, они ведь тоже не вечные, ломаются.

При встрече с кузнецами, то есть реальной действительностью, обламываются не только рога у наковален, но и историки-гуанитарии.

На форуме «Очень старые наковальни» кузнец, исследователь истории кузнечных производств Купряшин пишет: «Что касается раннего материала [до 18-19 веков], за 20 лет археологических работ в городе Твери и области не было найдено ни одной наковальни. Из центральной части России мне неизвестны подобные находки. У нас вообще стоит вопрос: „а был ли мальчик“. »С наковальнями как с оружием — вроде все бились на мечах, а достоверных находок в центральной части России нет. Кроме европейских, во основном эпохи викингов и более поздних полуторными и двуручных с чёткими европейскими аналогами. Русский меч под большим вопросом. Так же и наковальни до 18 века.”

Началось с того, что некто «Владимир Александрович» выложил фото своей новой «старинной наковальни», видимо оценив ее возраст по историческим книгам: «Думаю это 10 — 12 век»:

Купряшин объясняет: «Владимир Александрович, вашей „древнерусской“ наковальне скорей всего чуть более ста лет. Такие прямоугольной формы, использовались при изготавливании гвоздей и прочий мелочи. Интересно что их устанавливали в камень. Или как говорили старые мастера:»вделовали”. Такая наковальня служила до 3 лет.”

Кстати, «вделовали» их в такие «кузнечные» камни, которым некоторые горячие головы готовы придать мистический или культовый характер только потому что происхождение и предназначение им непонятно. Выемка в камне соответствует размерам нижней грани наковальни 10х10 см, слева общий вид камня, справа выемка крупно, масштабная линейка 20 см:

Так что старинная на вид наковальня сделана в начале 20 века. Первые цельнолитые наковальни появились в Европе в конце 19 века, а до этого наковальни были традиционно кованые с наваренным кузнечной сваркой отдельным «лицом», то есть рабочей поверхностью.

Купряшин в качестве примера приводит свои фотографии: «Эти наковальни выглядят век на 15, но увы это 20-30 годы 20 века. Отверстия в них использовали под установку оправки при изготовление болтов. Вторая используется в настоящее время под пробивку косы.» Масштабная линейка 20 см:

«Это мои фото. Тверская обл. Калининский район с.Васильевское — некогда центр гвоздарного производства, широко известный. У жителей села ещё сохраняются наковальни, вторая сверху и нижняя стоят на улице возле дома. Продавать отказываются категорически. Я сам занимаюсь исследованием кузнечных производств

Владимир Александрович отреагировал совершенно адекватно: «Спасибо. Купряшин, Шарап, с датировками надо аккуратно, это абсолютно точно и правильно.

Более того, скажу что инфа про промыслы, про соседство в России в начале 20 века развитых промышленных технологий с приемами и инструментами, не изменившимися со времен седой старины заставляет о многом задуматься. Большинство этих найденных в России „старых инструментов“ действительно продукт 19, максимум 18 века.

Когда я выложил фотки своего инструмента на одном американском форуме, то один эксперт сказал такие замечательные слова, что не надо путать старинный и примитивный инструмент. С датировкой наковален в Европе, Англии и Америке дело обстоит несколько проще, там всегда были разные марки, бренды, фирмы, по их лейблам и отличительным формообразующим признакам самой наковальни (наличие — отсутствие каких либо частей, отверстий) можно было с уверенностью датировать оную с точностью до десятка лет, если не до года. С точки зрения технологии, все так же подробно описано, традиционная европейская (английская, а затем и американская) наковальня, — это сваренная в кузнечную из нескольких частей тело с приваренной сверху плитой — »лицом”.

Пока наковальни до 18 века не найдены, остается только рассматривать картинки, которыми историки иллюстрировали цитировавшуюся выше монографию о русской материальной культуре 17 века.

Слева фрагмент, на котором отчетливо видна наковальня с рогом, справа – полное изображение Ковка креста. Миниатюра Синодика XVII в. (ГИМ, отдел рукописей, Музейское собр., № 2908, л. 8).

Как относиться к таким картинкам, не имеющим материальных подтверждений? Пока не вижу веских причин отвергать версию такой же стилизации «под древность», как на современной миниатюре палехской шкатулки «Пчеловод»:

Тот кто не знает ничего, может легко принять за древнее изображение, а тот, кто прочитал хотя бы краткую ретроградную истории пчеловодства, легко распознает рамочный улей – изобретение 19 века.

Кроме того, всегда стоит помнить слова американского эксперта: «не надо путать старинный и примитивный инструмент» и изучать технологии, инструменты и прочие предметы ближайшего прошлого 19-начала 20 века, прежде чем делать вывод о чудовищной древности найденного.

P.S. Небольшое дополнение для тех, кому все легко и просто на бумаге/клавиатуре.

Уже цитировавшиеся высказывания патентованных историков:

«Устюжские кузнецы поставляли на рынок богатый и разнообразный ассортимент металлических изделий: молоты, клещи, наковальни, ножи, резцы, пилки, сверла, щипцы, серпы, сошники, косы, вилы, топоры, лопаты, заступы, скобы, гвозди, подковы, сковороды, котлы, замки, ключи, цепи и т. д.»

Реальные кузнецы пишут: «Сделать наковальню весом даже всего 15 кг с рогом – это ОГРОМНАЯ задача. Я не представляю как ее может решить кузнец с подмастерьем или даже двумя.»

«Оборудование кузниц, где выделывались описанные предметы, было несложным. Оно состояло из одной или нескольких наковален, молотов, бородки, клещей, гвоздильни, зубил и насеки, „что железо разсекают“ (Розыскные дела. т. IV, с. 405.).

»Нехитрый инструмент деревенского кузница и, по совместительству, инженера”:

Легко высокомерно рассуждать о примитивности, нехитрости и несложности инструмента с позиций человека, живущего на всем готовеньком. Гораздо сложнее даже не сделать, а хотя бы просто представить как делали даже эти «нехитрые» инструменты и что в результате могли сделать с их помощью. Без них не было бы настоящего, пора менять гуанитарное мышление на техническое и все будет очевидно :))

Повелитель огня и металла: интервью с мастером-кузнецом

Кузнец может быть медийной персоной :)

Недавно у меня взяла интервью Ангелина Бржевская — о тайнах профессии и не только. Надеюсь, и вам этот рассказ будет интересен.

Повелитель огня и металла

Люди кузнечного дела с тяжелым трудом на «ты». А сама их профессия зародилась во времена, когда человек познакомился с огнем и начинал обрабатывать железо. Мне удалось задать несколько вопросов настоящему кузнецу и узнать удивительные подробности этой профессии. «Рискуйте, слушайте себя, а не советы других. У каждого свой путь, главное — пробовать» — это девиз по жизни мастера кузнечных дел Зелимхана Евлоева.

Профессия кузнеца очень древняя. Я знаю, что во все времена она была магической, а работу с металлом приравнивали к волшебству. Кузнеца считали чуть ли не шаманом. Что поменялось за это время и где сейчас обучают кузнечному делу?

Древняя, да. Считается, что профессия кузнеца возникла в 9-7 веках до н.э. в эпоху «железного века». Но с течением времени люди перестали быть доверчивыми и верить в волшебство, поэтому сейчас «шаманство» кузнеца под вопросом (улыбается).

Раньше без кузнеца не обходилась ни одна большая деревня, а сейчас художественная ковка — это больше искусство, чем необходимость.

Поэтому мест, где учат кузнечному делу, не так много. Это либо колледж, либо художественный ВУЗ, где есть специальность «художественная обработка металлов».

Для того, чтобы стать кузнецом, есть три пути:

1. Пойти учиться в училище или институт;

2. Найти опытного кузнеца и уговорить его взять себя в подмастерья.

3. Или научиться всему самому. Я изучал кузнечное дело именно так — пошел по третьему пути.

Из мифологии я знаю только Гефеста, как изготовителя молний для Зевса, а какие еще есть боги-кузнецы?

Профессия эта всегда была «божественной». Вы верно вспомнили про древнегреческого Гефеста. Но он не один кует молнии доя богов.

У древних славян молнии кует бог-громовник Перун, а гром во время грозы — звук стука его молота по наковальне.

На Руси считалось, что кузнец может извести нечистую силу: в эпосе именно он побеждает Змея Горыныча, приковав его за язык. А есть еще и сказания о том, как небесные ковали, при помощи железных клещей, изловили страшного Ящера, запрягли его в плуг и вспахали землю.

Ну а у викингов есть Вёлунд. С ним связана очень интересное путешествие «через века». Этот кузнец в скандинавской мифологии — персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. Именно Вёлунд, после принятия древними германцами христианства, со временем превратился в Сатану, в немецком произношении «Воланд». Вспомним «Фауст» Гете. А уж оттуда он перекочевал в «Мастера и Маргариту» Булгакова. Хромота Сатаны имеет те же корни, что хромота Гефеста и Вёлунда. Но эти изыскания уже оставим для филологов.

Почему кузнечное дело? С вашей внешностью надо было идти в модельный бизнес. Как вы вообще выбрали профессию кузнечных дел мастера и как долго ей учились? Не было ли искуса все бросить и заняться чем-то другим? Или вы успели попробовать себя в иных сферах деятельности?

Если бы все кузнецы уходили в модели, то наша профессия умерла бы (смеется).

Профессия затягивает, в ней и правда есть определенный шаманизм. Магия металла, когда кусок железа превращается в новое изделие, и все это делаешь ты, — сильная штука. Представьте: твердый металл в горне раскаляется и становится мягким, из него можно лепить то, что хочешь. И лично я от этого не могу отказаться. Так что искуса поменять профессию нет и быть не может.

Вы спрашивали, почему кузнеца считали колдуном. Это понятно, когда думаешь о самом процессе работы в кузне. Только представьте, что должны были думать люди прошлых веков, когда кузни стояли на отшибе. Это делалось совершенно по прозаическим причинам, чтобы избежать опасности пожаров. А многим казалось, что там творятся чудеса. Люди видели, как кузнец в всполохах пламени тюкает по наковальне, а в результате рождается новая вещь. Пусть это будет даже простая подкова. Но как она получилась из куска железа, понять непросто непосвященному.

Сам я долго шел к тому, чтобы называться кузнецом.

И профессий много перепробовал — и в цехе работал, и риэлтором был.

Я прошел весь путь от «низов». Начинал с лопаты к—ак говорится, «бери больше — кидай̆ дальше». Потом была сварка, затем «холодная ковка», а уже затем — магия горячего металла.

Какие основные инструменты кузнеца? Сколько в среднем весит молот/кувалда? Наковальня — важная «часть» кузницы. Как выглядит самая удобная?

Наковальня — один из трех «основных» инструментов кузнеца.

Она бывает разной и называется иногда «страшно» — например, однорогая или двурогая. Настоящий мастер свою наковальню очень «уважает», а верхняя ее поверхность, на которой отковывается вещь, называется «лицом».

Ну и, конечно, один из главных помощников — кузнечный молот. Вернее, их существует множество — молотков и кувалд. Молот может весить по разному — от 100 граммов до 10 килограммов, а может и больше. Для изготовления изящных изделий применяются маленькие молотки. Чем меньше вещь, тем меньше нужно металла и тем легче молот.

Мастеру помогает в кузне ученик — молотобоец, который выполняет самую тяжелую физическую работу. Сейчас молотобойца заменил пневматический кузнечный молот.

Не менее важны для коваля и клещи. Бог древних славян Сварог, когда учил человека ковать, послал ему на землю кузнечные клещи. И это не случайно, поскольку невозможно достать из огня голыми руками раскаленный кусок железа. А клещи, по сути, – продолжение руки мастера, они позволяют ему выполнять разные операции с разогретым металлом, ковать, пока горячо.

Нет удобных и неудобных инструментов. Каждый вид той же наковальни существует для определенного вида работ и «специализации» кузнеца.

Так, деревенский кузнец ковал тяпки, грабли и подковы. Городской кузнец больше занимается художественной ковкой.

А есть еще кузнецы, которые делают ножи. И это особое искусство.

Это как один художник пишет маслом, другой — рисует пастелью, а третий — акварелью.

С каким металлом работать легче всего? Какова температура металла, и только ли с железом работает кузнец?

Легче всего работать с мягким, как пластилин, металлом (смеется). А если серьёзно, любой металл кузнец должен разогреть. Температура от 300 до 1000 градусов и выше.

Все зависит от марки стали, с которой сейчас, в основном, я и работаю. Чаше всего это сталь СТ3. Именно она применяется для художественной ковки.

Ножеделы используют другие сорта, они больше «заточены» на технологические моменты.

Сталь — это сплав металлов. Раньше кузнецы работали с чистым железом, но оно мягкое, легко гнется. Поэтому у стали перед «чистым» железом есть множество преимуществ.

Три главных качества кузнеца.

Как и во всех ремеслах, я думаю, это любовь к своему делу, терпение и постоянная наработка мастерства.

Как и в любой сфере, в кузнечном деле есть конкуренция. Какая она? Я знаю, что вы делаете авторские вещи, сами создаете свои эскизы. Как заказчик выбирает именно вас? И как рождаются идеи, например, для Вашей работы «Хозяйка Медной Горы»?

Конкуренция есть, как и в любом деле. Но она честная, потому что человек видит твои вещи и сам принимает решение, у кого сделать заказ. Хотя кто-то берет ценой, а кто-то — качеством.

Мои изделия, даже сделанные для себя, — образчик для заказчика. Хотя я стараюсь не повторяться и всегда делаю не точную копию, а ее вариацию.

Я люблю штучные вещи и делаю именно их.

Если фантазия есть и у заказчика, это легче и сложнее одновременно, потому что у каждого из нас свое видение. И тогда эскиз не всегда просто согласовать. Но с эскизами работать легче, особенно если их присылает сам человек.

Кстати, я не создаю детальные эскизы, что тоже своего рода проблема. Мои работы рождаются в процессе работы, потому что металл ложится по своему.

В случае с петлями «Медной горы Хозяйка» именно заказчица хотела кованых ящериц. Но простых. А я доработал идею, добавил корону – и одной деталью превратил ящериц в Медной горы Хозяйку.

Приблизительно тоже самое получилось недавно и с кованой полкой. Я покрутил в голове ее туда-сюда и получилось два варианта подвеса — ее можно крепить на стене по разному.

У Вас есть свой стиль? Какой он?

Я люблю функциональные вещи, а не просто красивые. Мой стиль и принцип работы — «декор плюс полезность».

Большинство моих работ выполнены в классическом стиле, хотя сам я больше люблю брутальную ковку. Сейчас я строю свою усадьбу, там и буду «отрываться» в этом стиле.

Что в основном заказывают у Вас?

Практически все кованые предметы интерьера и экстерьера —от подсвечников до ворот. Плюс ковка в историческом, скажем так, стиле для реконструкторов, и из этой категории мне больше всего нравятся щиты викингов. Я вообще люблю эпоху раннего Средневековья и с удовольствием работаю с такими вещами. Тут уж мне приходится быть не только кузнецом, но и столяром — я сам делаю деревянную основу щита, а потом ее обковываю. Хотя и при изготовлении кованых столов я работаю с деревом — делаю дубовые столешницы и, бывает, выжигаю их молниями Лихтенберга. Получается очень красивый узор.

Умеет ли кузнец реставрировать металл и как?

Реставрация металлических изделий и была основной задачей деревенского кузнеца. Замена зубьев в бороне, вилах, граблях, ремонт лезвия косы и ножей и топоров — вот что он делал чаще всего. Замена зубьев, если коротко, производится так: удаляется старый зуб и ставится новый — заклепывается, то есть заклепка стягивает металл.

Сам я люблю реставрировать старые вещи — это, например, и замена ручек у винтажных ножей, и возвращение идеального «лука» старому подсвечнику. В первом случае я выковываю новую ручку, а во втором — зачищаю металл, крашу его и восстанавливаю какие-то детали.

Самый необычный заказ из всех, что вы делали. Сколько времени проводите в мастерской? И как долго вообще делается авторская вещь?

Самым необычным заказом в последнее время, пожалуй, стала медная вытяжка в стимпанковском стиле, причем в его «викторианском» ответвлении.

До этого я особо в стимпанке не работал, а тут это было пожелание заказчицы, и мне понравился результат.

Я сейчас и для себя сделал костровую чашу — уличный очаг, только уже не викторианский стимпанк, а почти викингский, но с брутальными цепями и заклепками.

В стимпанке в ход идут старые детали от отработавших механизмов. Они приводятся в идеальный порядок и становятся частью арт-объекта, так сказать. Вот сейчас я делаю стол на пересечении стилей стимпанка и лофта из дерева и четырех колёс. Два — от старых промышленных тележек, а два побольше — от какой то советской сельхозтехники.

Когда интересный заказ, то хочется побыстрее увидеть результат, но проводить сутки в мастерской — не вариант.

О том, что Вам нравится в профессии, мы уже говорили, а что вас в ней бесит?

Скажу честно — чудоковатые заказчики. Они попадаются не часто, но отнимают много нервов. Общение с людьми — одна из самых больших проблем, как и в любой профессии, связанной с работой с заказчиками или покупателями.

На десяток адекватных попадется один чудак.

Поэтому я перешел на изготовление готовых работ и не занимаюсь их монтажом.

Как Вы находите заказчиков или как они находят вас?

Сейчас все сидят в интернете. Первым делом все смотрят в сети контакты и изделия, которые хотят купить. У меня самого нет времени участвовать в выставках, и я развиваю свое присутствие в интернете.

У меня есть аккаунты в соцсетях, но главное — есть страница «Старая кузня» на сайте «Ярмарке мастеров». Вот там меня и видят заказчики и дизайнеры.

Плюс в последнее время я развиваю неожиданный для многих моих знакомых проект с викингами.

Мощный компрессор на основе болгарки

Материалы и инструменты, которые использовал автор:

Список материалов:
– старый компрессор для автомобиля;
– лист железа для основы;
– железные пластины;
– кусок железной трубы;
– кругляк;
– подшипник;
– длинная гайка (по резьбе вала болгарки);
– винты и другие мелочи.

Процесс изготовления компрессора:

Шаг первый. Разбираем компрессор
Для начала разберем наш старый неисправный компрессор, обычно в них ломается этот слабенький щеточный моторчик. Также рекомендуется осмотреть и при необходимости смазать поршневой узел. Снимаем корпус с постоянными магнитами, он нам не понадобится. Также нужно снять якорь с оси двигателя.





Шаг второй. Изготовление нового корпуса
Для компрессора изготовим новый корпус из куска трубы того же диаметра, что и диаметр бывшего корпуса двигателя. Для корпуса нужно будет заглушить заднюю часть листом железа и просверлить в центре отверстие под ось. Все подобные работы нужно проводить на токарном станке.

Еще в корпусе должен находиться подшипник, под него нужно сделать обойму. Обычно обоймы делают из трубы, но если такой трубы нет, можно выточить обойму из кругляка на токарном станке, как это сделал автор. Обойму привариваем к корпусу, и теперь он готов. Автор также изготовил новые винты для крепления корпуса к компрессору.






















Шаг четвертый. Соединительный узел
Далее нам предстоит изготовить соединительный узел, который позволит состыковать валы болгарки и компрессора. Берем кругляк и обтачиваем одну часть, чтобы на нее плотно налезла гайка, которой мы будем подключаться к валу болгарки.

На другой стороне кругляка сверлим отверстие по диаметру оси компрессора, а также дрелью сверлим отверстия перпендикулярно и нарезаем резьбу под крепежные винты. Остается только приварить гайку, и теперь переходник готов!











Шаг шестой. Испытания
Включаем компрессор и пробуем его на деле, в качестве эксперимента автор накачивает разбортированное бескамерное колесо скутера, объем воздуха для этого нужен большой. Самоделка легко справляется с задачей.

Также автор сдувает компрессором стружку, а в завершении подключил к компрессору покрасочный пистолет и испытал его на деле. Самоделка получилась полезная, болгарку можно легко снять и поставить в любой момент на станок.

На этом проект окончен, надеюсь, вам самоделка понравилась. Удачи и творческих вдохновений, если решите повторить подобное. Не забывайте делиться с нами своими идеями и самоделками!

Как сделать воздушный компрессор своими руками: варианты конструкций

Необязательно покупать компрессор для покрасочных работ или подкачки колёс — вы можете сделать его своими руками из бывших в употреблении деталей и узлов, снятых со старой техники. Мы расскажем вам о конструкциях, которые собираются из подручных материалов.

  • Воздушный компрессор из деталей холодильника и огнетушителя
    • Необходимые детали, материалы и инструменты
    • Этапы сборки
      • 1. Подготовка мотора-компрессора
      • 2. Подготовка ресивера
      • 3. Сборка схемы
  • Воздушный компрессор из автодеталей
  • Компрессоры с использованием в качестве ресиверов всяких ненужных вещей

Для того чтобы смастерить компрессор из деталей и узлов бывших в употреблении, нужно хорошо подготовиться: изучить схему, найти в хозяйстве или докупить некоторые детали. Рассмотрим несколько возможных вариантов для самостоятельного конструирования воздушного компрессора.

Воздушный компрессор из деталей холодильника и огнетушителя

Этот агрегат работает практически бесшумно. Рассмотрим схему будущей конструкции и составим список необходимых узлов и деталей.

1 — трубка для заливки масла; 2 — пусковое реле; 3 — компрессор; 4 — медные трубки; 5 — шланги; 6 — дизельный фильтр; 7 — бензиновый фильтр; 8 — вход воздуха; 9 — реле давления; 10 — крестовина; 11 — предохранительный клапан; 12 — тройник; 13 — ресивер из огнетушителя; 14 — редуктор давления с манометром; 15 — влагомаслоуловитель; 16 — пневморозетка

Необходимые детали, материалы и инструменты

В качестве основных элементов берутся: мотор-компрессор от холодильника (лучше производства СССР) и баллон огнетушителя, который будет использован в качестве ресивера. Если в наличии их нет, то компрессор от неработающего холодильника можно поискать в мастерских по ремонту или в пунктах приёма металла. Огнетушитель можно приобрести на вторичном рынке или привлечь к поискам знакомых, на работе у которых могут быть списанные ОХП, ОВП, ОУ на 10 л. Баллон огнетушителя должен быть безопасно опорожнён.

Кроме этого потребуются:

  • манометр (как для насоса, водонагревателя);
  • фильтр для дизеля;
  • фильтр для бензинового мотора;
  • реле давления;
  • тумблер электрический;
  • регулятор давления (редуктор) с манометром;
  • армированный шланг;
  • водопроводные отводы, тройники, переходники, штуцеры + хомуты, метизы;
  • материалы для создания рамы — металлической или деревянной + мебельные колёсики;
  • предохранительный клапан (для сброса избыточного давления);
  • пневморозетка с самозапиранием (для подсоединения, например, к аэрографу).

Кроме этого, нужны будут инструменты: ножовка, ключ, шприц, а также ФУМ-лета, «антиржавчина»,синтетическое моторное масло, краска или эмаль для металла.

Этапы сборки

До начала сборки нужно подготовить мотор-компрессор и баллон огнетушителя.

1. Подготовка мотора-компрессора

Из мотор-компрессора выходят три трубки, две из которых открыты (вход и выход воздуха), а третья, с запаянным концом — для замены масла. Чтобы найти вход и выход воздуха, нужно ненадолго подать на компрессор ток и нанести на трубки соответствующие отметки.

Далее нужно аккуратно спилить или отрезать запаянный конец, следя, чтобы медные опилки не попали внутрь трубки. Затем слить имеющееся внутри масло и с помощью шприца залить моторное, синтетическое или полусинтетическое. Загерметизировать трубку можно, подобрав винт подходящего диаметра, который нужно обмотать ФУМ-лентой и ввинтить в отверстие. Поверх соединения можно нанести герметик. Если нужно — окрашиваем поверхность эмалью.

2. Подготовка ресивера

С пустого баллона огнетушителя нужно снять запорно-пусковой клапан (ЗПК). Очистить ёмкость снаружи от ржавчины и грязи, а внутрь налить и подержать «антиржавчину» — столько, сколько указано на этикетке средства. Даём высохнуть, и накручиваем крышку с отверстием от ЗПК. В отверстие вкручиваем переходник (если нужно) и крепим крестовину.

На верхний патрубок крепим реле давления, с одной стороны ввинчиваем тройник и подсоединяем манометр, с другой монтируем предохранительный клапан или вентиль для стравливания воздуха вручную (вариант). Там, где это требуется, используем переходники. При необходимости — красим баллон.

3. Сборка схемы

На собранной раме (например, прочная доска на колёсиках или конструкция из прочных уголков, труб) крепим баллон, а на него или рядом — мотор-компрессор, проложив резиновую прокладку. К входящей воздушной трубке компрессора подсоединяем сначала бензиновый, а затем дизельный фильтр. Это нужно сделать, если компрессор предназначен для работы аэрографа, чтобы исключить малейшее загрязнение воздуха. А так как фильтр на дизель более «тонкий», его устанавливают после бензинового. Если медные трубки при демонтаже потеряли форму — нужно их развальцевать.

Подключение электропитания идет через тумблер, реле давления и пусковое реле. Все соединения защищаем изолентой или термоусадкой. Важно установить пусковое реле в правильное положение — по стрелке на его крышке, иначе устройство не будет правильно работать.

1 — тумблер; 2 — реле давления; 3 — пусковое реле компрессора; 4 — стрелка положения реле; 5 — подключение реле к обмоткам компрессора; 6 — компрессор

Выходную воздушную трубку от компрессора подсоединяем через переходник ко входу в ресивер. После манометра монтируем редуктор с выносным влагомаслоуловителем, а за ним шланг с самозапирающейся пневморозеткой.

Конечный результат при должном старании хорошо работает и выглядит эстетично.

Воздушный компрессор из автодеталей

Принципиально другая конструкция у воздушного компрессора, который собирается на базе компрессора ЗИЛ и отдельно стоящего двигателя. Это более мощное оборудование, которое может использоваться и для подключения пневмоинструмента. Очень шумный агрегат.

Компоновочный чертёж компрессорной установки: 1 — компрессор от ЗИЛ-130; 2 — рама из уголка; 3 — предохранительный клапан; 4 — стандартный манометр; 5 — коробка раздаточная; 6 — трёхфазный электродвигатель (1 кВт, 1380 об/мин); 7 — коробка пуска (от стиральной машинки); 8 — конденсаторная батарея (ёмкость рабочая — 25–30 мкФ, пусковая — 70–100 мкФ); 9 — ресивер (из кислородного баллона или глушителя КрАЗ); 10 — передача клиноременная (снижение оборотов 1:3); 11 — кнопка «Стоп»; 12 — кнопка «Пуск двигателя»; 13 — кнопка для краткосрочного включения пусковой конденсаторной батареи; 14 — штуцер расходного (выпускного) клапана; 15 — трубки алюминиевые Ø 6 мм; 16 — клапаны выпускные; 17 — клапаны впускные; 18 — колёса (4 шт.); 19 — поперечное ребро жёсткости; 20 — шпилька стяжная (М10 — 4 шт.); 21 — сливное отверстие с пробкой

Подключение трёхфазного двигателя в однофазную сеть: а — «треугольником»; б — «звездой»

Пример самостоятельного монтажа воздушного компресса из новых деталей и узлов вы сможете посмотреть на видео.

Компрессоры с использованием в качестве ресиверов всяких ненужных вещей

Если при выборе компрессоров и моторов народные умельцы остановились на узлах от холодильников и автомобилей, то в качестве ресиверов чего только не используют — даже бутылки из-под шампанского и «Кока-Колы» (при давлениях до 2 атм). Перечислим несколько стоящих идей.

Если под рукой есть ресивер от КрАЗ, можно получить агрегат с минимальными трудовыми затратами: в нём уже вкручены все патрубки.

Компрессорная установка с ресивером от КрАЗа

Если вы обладатель ненужного оборудования для подводного погружения, можете и его использовать в работе.

Ресивер из баллонов акваланга (этап монтажа — без конденсаторной батареи)

Почти у каждого дачника с плитой на газовых баллонах найдутся эти ненужные ёмкости.

Компрессоры с ресиверами из газового баллона

Если у гидроаккумулятора в системе водоснабжения прохудилась «груша», не нужно его выбрасывать. Используйте его в качестве ресивера, вынув резиновую мембрану.

Ресивер из гидроаккумулятора

Расширительный бачок от ВАЗ — недорогая покупка, даже если он новый.

Ресивер — расширительный бачок от автомобиля ВАЗ

Следующая идея для установщиков кондиционеров, у которых остались фреоновые баллоны и детали сплит-систем.

Фреоновый баллон в качестве ресивера

Ещё один жизнеспособный ресивер получился из автомобильного бескамерного колеса. Чрезвычайно бюджетная, хотя и не слишком производительная модель.

Ресивер из колеса

Об этом опыте предлагаем вам посмотреть видео от автора конструкции.

Читайте также:
Универсальный механический пресс для гаража и мастерской
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: