Как сделать откатные ворота для частного дома своими руками

Как сделать сдвижные (откатные) ворота: делаем консольные — фотоотчет, видео

Откатные или распашные? Распашные ворота хороши тем, что просты и дешевы. Но зимой, при большом количестве снега, открыть их можно только основательно поработав лопатой. Когда нужно на работу — это совсем не радует. Этого недостатка лишены откатные или, как говорят, сдвижные/раздвижные ворота. Цельная конструкция, закрывающая весь въезд, отъезжает в сторону, прячась за забором. Держаться они могут на обычной или консольной балке, а могут просто ездить по рельсам. В любом случае, откатные ворота своими руками сделать вполне под силу.

Конструкции

По типу откатные (сдвижные, раздвижные) ворота бывают:

      Консольные — с направляющей балкой (шиной). Балка имеет П-образный профиль, внутри перемещаются ролики. Это самый популярный вид откатных ворот (см. видео ниже). Консольные ворота с нижней балкой

    По месту ее расположения они бывают:

    • с нижней балкой;
    • средней балкой;
    • верхней балкой.

    Подвесные. В этой конструкции тоже есть балка, но она опирается на оба столба по сторонам от ворот. Она тоже имеет особое строение, похожее на букву «П» только с загнутыми внутрь краями. Внутри также имеются ролики, на них висит полотно ворот. Так полотно и перемещается.

Подвесная конструкция
Откатные по рельсу. В грунте монтируется рельс, на нижнюю часть створки ворот прикрепляются ролики. Полотно катается по направляющей. Конструкция самая простая, но ее минус в том, что рельс и сами ролики забиваются снегом, грязью, листьями.

Откатные ворота на рельсе

Какие лучше

Какая конструкция лучше — сказать трудно. Если говорить о надежности, то самый лучший выбор — подвесная конструкция. Все легко и надежно, практически неубиваемая система. Ворота такого типа эксплуатируются на предприятиях десятки лет. Их недостаток — балка ограничивает высоту въезжающего транспорта, что иногда важно. Но сегодня есть модели с составными балками, позволяющие при открытых воротах снять перемычку над въездом, а потом вернуть ее на место.

Самая дешевая и простая в исполнении — система на рельсе. Эти откатные ворота своими руками собрать проще всего. Но возникающие при эксплуатации проблемы делают ее непопулярной.

Из всех приведенных конструкций самая дорогая и сложная в исполнении — консольная, тем не менее именно она ставится чаще всего: правильно сделанная она не доставляет неудобств при эксплуатации. При выборе нужно иметь в виду, что при ее устройстве справа или слева от ворот требуется расстояние, в полтора раза больше, чем ширина полотна: кроме самой створки есть еще техническая часть, которая выступает сбоку примерно на половину длины.

Подробно типы откатных ворот, особенности конструкции и построения рассмотрены в видео.

Как сделать консольные откатные ворота

Эта конструкция хороша тем, что над проездом нет балок. Но она — самая дорогая в устройстве. Дело не столько в системе роликов, сколько в необходимости устройства фундамента с металлическими закладными, к которым затем будет крепиться консольная балка. Если столбы уже есть, фундамент заливается перед ним и вдоль забора на длину технического выноса, который необходим для компенсации нагрузки, создаваемой полотном.

Комплектация консольных ворот

Даже если делают консольные откатные ворота своими руками, комплект, состоящий из направляющей балки, роликов, концевых роликов и уловителей покупают обычно в фирме. Все запчасти рассчитываются исходя из размеров полотна, материала каркаса и типа обшивки: вес имеет существенное значение. Потому желательно со всеми этими параметрами определиться заранее.

Зная длину несущей балки, вы сможете рассчитать необходимый размер фундамента. По типу — это ленточный фундамент, котлован под него копают ниже глубины промерзания грунта (для каждого региона она своя), в который закладывают армированные опоры под пластины с роликами, а также устанавливают стойки. К этим стойкам затем крепится комплект верхних роликов, удерживающих полотно и не дающих ему раскачиваться.

Как рассчитать фундамент под крепление для консольной балки

Сложного при расчете ничего нет. Фундамент по длине равен почти половине длины пролета. Если пролет 4 метра (ширина проезда или расстоянием между столбами), то фундамент должен быть 1,8-2 м. Ширина его 40-50 см, глубина — ниже глубины промерзания грунта для региона.

Фундамент под консольную балку при строительстве откатных ворот

Котлован выкапывают еще на 10-15 см глубже — под гравийно-песчаную подушку. Этот фундамент армируют (по типу ленточного), в верхней его части к арматуре приваривается швеллер (18 или 20) и все это заливают бетоном. Швеллер выставляется в «нулевой» уровень, то есть он должен стоять на одном уровне с уровнем грунта или материалом, которым отделан двор.

Подготовленное армирование и закладной швеллер

Есть более дешевый и быстрый вариант, но по надежности он уступает описанному выше. В грунт вкручивают три винтовых металлических сваи, к ним приваривают швеллер.

Установка роликовых опор

К закладному швеллеру привариваются шпильки, к ним потом на болтовых соединениях крепятся платформы с роликами. Иногда можно встретить варианты, когда платформы приварены сразу к закладной. Это неправильно. Существует довольно большая вероятность того, что фундамент или столб забора даст усадку. Даже небольшое смещение — и ваши ворота работать не будут. Если ролики со шпилек можно снять, шпильки переварить и все собрать на место, то как корректировать если платформа приварена? Срезать? Сложно, долго, без гарантий. Так что лучше в этом случае делать все по правилам.

Пример крепления роликовых площадок

При покупке обратите внимание на роликовые каретки и на сами ролики. Это обязательно закрытые подшипники качения. Они обычно располагаются в два ряда по 4 штуки в каждом. Смазка в них должна быть морозостойкой — нижний предел температур -60°C. Осмотрите платформу, на которой они крепятся. Она должна быть стальной, литой, хорошего металла с оцинкованной поверхностью, покрыта защитной смазкой.

На ролики накатывается опорная балка, потому основную нагрузку несут они

Покатайте ролики. Все должны кататься без усилий, и не должны иметь люфта (не должны шататься из стороны в сторону). Тогда можно быть уверенным, что ворота будут ездить легко и откатной механизм будет работать продолжительное время (некоторые фирмы дают гарантию 10 лет). Ведь большая часть нагрузки приходится именно на ролики, потому их качество ключевой момент, как и сбалансированная конструкция полотна.

Читайте также:
Как сделать полку скрытого монтажа своими руками

Остальные этапы монтажа более понятно будут описаны в фото-отчете: ворота собраны самостоятельно, без привлечения специалистов.

Откатные ворота своими руками: фотоотчет с пояснениями

Ворота ставились в Москве, соответственно цены — столичные. Ставили их в 2010 году, с тех пор комплекты сильно подешевели. Например, «свежая» цена привода для полотна весом не более 400 кг (есть до 1,2 т) — около 100$, но это — бюджетный вариант. Во времена строительства приобретены комплектующие фирмы Rolling Center (лучшие тогда на рынке) с ведущей балкой длиной 6 метров. Были также заказаны отдельно верхний ловитель и кронштейн. Все с доставкой обошлось около 600$.

Также были куплены следующие материалы:

  • профильная труба 80*60 мм — 6 м, 60*40 мм — 18 м, 40*20 мм — 36 м;
  • швеллер — 180 мм — 3 метра, 200 мм — 2,4 метра;
  • арматура 12 мм — 6 м;
  • электроды — 2 кг;
  • краска — 3 банки, кисти, заклепки;
  • цемент М-400 — 5 мешков;
  • профнастил покупался при изготовления забора.

Схема откатных ворот с размерами

Первым делом сварили каркас для ворот с противовесом. Раму (черным цветом) делали из профильной трубы 60*40 мм, перемычки и внутренний каркас (сиреневый) из трубы 40*20 мм. Внизу приварена направляющая балка разрезом вниз.

Как варилалсь рама

Внутренний каркас варили с отступом от края — по 20 мм с каждой стороны. Так удобнее потом крепить профлист, при желании можно и изнутри обшить.

Как приваривать профильную трубу 40*20 мм

Сначала залили фундамент. В него установили арматуру, сверху швеллер спинкой вверх. Вплотную к швеллеру две стойки из профилированной трубы 80*60 мм. Одна стойка примыкает к столбу, вторая выставлена вертикально на расстоянии 120 см. На них потом навешиваются ролики, которые придерживают полотно сверху. С другой стороны, вдоль ответного столба установили швеллер 180 мм.

Швеллер на 180 мм прикрепили к ответному столбу Примерка на месте

На ответной части к швеллеру вверху и внизу закреплены уловители, которые не дадут воротам болтаться при ветре.

Установленные на приемном столбе упоры Верхний и нижний уловители

Следующий шаг — установка пластин с роликами. Они крепятся к закладным. В данном случае это швеллер, потому пространство получилось большое. Когда делали фундамент, его сделали слишком высоким, потому пластины приваривались непосредственно к закладной. Это непрактично: если поломается ролик, поменять его будет проблематично. Обычно приваривают площадку, к которой потом на болтах крепят площадку с роликами.

Приварены роликовые площадки и на них «наехали» роликами

Готовый каркас ворот просто накатывают на закрепленные ролики.

Фото створки на роликах с разных ракурсов

После установки на опорную балку с обоих концов надевают заглушки. С дальней стороны устанавливается еще упорное колесо, которое в закрытом положении заезжает в нижний уловитель, приподнимая ворота и снимая нагрузку с роликов.

Установка заглушки и упорного ролика (балка на фото перевернута)

Теперь, чтобы ворота не «гуляли» в верхней части (они сейчас ничем не закреплены), к стойкам (80*60 мм) крепят комплекты верхних роликов — по одному на стойку. Их практически надевают на раму. Теперь имеющиеся внутри ролики будут придерживать ее вверху.

Верхние ролики крепят на стойки, захватывая верхнюю кромку ворот Так выглядят установленные верхние ролики

Все, откатные ворота своими руками собраны и готовы к эксплуатации.

Как выглядят откатные ворота со двора

Если остались вопросы, посмотрите видео. В нем собирают готовый комплект, весь процесс станет понятнее.

Видео

Несколько видео с разными конструкциями откатных ворот. Первое — консольные на средней балке. Проблем со снегом не будет, но внешний вид со двора — ниже среднего.

Эконом-вариант: откатные ворота для дачи. Конструкция проста до чрезвычайности.

Еще одни самодельный вариант. Тут в трубе 60*60 мм, пропилен просвет, в который вставляются ролики. Конструкция взята стандартная, собрана из разных комплектующих.

Откатные ворота своими руками: схема, поэтапная инструкция

Многие владельцы частных домов выбирают откатные ворота. Производство является достаточно затратным занятием, поэтому многие решаются сделать откатные ворота своими руками. Для этого так же понадобятся определенные затраты, придется купить материалы и разобраться с наличием инструмента, но в итоге вы получите замечательные ворота высокого качества и по доступной цене.

Стоит учесть, что даже самостоятельная работа будет стоить дороже, чем другой тип ворот, но качество, долговечность и комфорт – отличная мотивация сделать выбор в их пользу. Чтобы сделать откатные ворота своими руками, чертежи и схемы будут очень кстати. Вы можете использовать готовые схемы, которые найдете в данной инструкции.

Как сделать откатные ворота своими руками? В первую очередь необходимо разобраться с материалами.

Откатные ворота своими руками. Выбираем материалы

Схема консольных ворот с нижней балкой

Вам понадобится окрашенный профнастил, прямоугольные трубы разных размеров, фурнитура, грунтовка, саморезы и автоматика. Наиболее дорогими в этом списке являются фурнитура, которую можете купить набором и автоматика, что включает привод с блоком управления, рейку и пульты. При желании можете позаботиться о безопасности.

Таким образом, вам необходимо выбрать достаточное количество материала. Для начала вам понадобится чертеж и информация о размерах, чтобы не переплачивать за лишние товары. К примеру, если ворота 3*2, то профнастила потребуется 6 м², а труб определенное количество килограмм.

Узнав размеры, убедившись, что данный чертеж подходит, можете приступать к покупке материала. Чертежи можете использовать из данной инструкции, уже проверенные схемы не доставят неудобств. Далее необходимо убедиться, что в наличии есть инструменты, необходимые для постройки откатных ворот своими руками.

Конструкции

По типу откатные (сдвижные, раздвижные) ворота бывают:

    Консольными — с балкой, один конец которой закреплен, второй висит в воздухе. Балка имеет П-образный профиль со ступеньками внутри. По ней внутри перемещаются ролики. Вся нагрузка от дверного полотна через ролики передается на балку.

По месту ее расположения они бывают:

  • с нижней балкой;
  • средней балкой;
  • верхней балкой.
  • Подвесные. В этой конструкции тоже есть балка, но она опирается на оба столба по сторонам от ворот. Она тоже имеет особое строение, похожее на букву «П» только с загнутыми внутрь краями. Внутри также имеются ролики, на них висит полотно ворот. Так полотно и перемещается.
    Подвесная конструкция
  • Откатные по рельсу. В грунте монтируется рельс, на нижнюю часть створки ворот прикрепляются ролики. Полотно катается по направляющей. Конструкция самая простая, но ее минус в том, что рельс и сами ролики забиваются снегом, грязью, листьями.
  • Читайте также:
    Канализационный люк из бетона своими руками

    Откатные ворота на рельсе

    Какие лучше

    Какая конструкция лучше — сказать трудно. Если говорить о надежности, то самый лучший выбор — подвесная конструкция. Все легко и надежно, практически неубиваемая система. Ворота такого типа эксплуатируются на предприятиях десятки лет. Их недостаток — балка ограничивает высоту въезжающего транспорта, что иногда важно. Но сегодня есть модели с составными балками, позволяющие при открытых воротах снять перемычку над въездом, а потом вернуть ее на место.

    Самая дешевая и простая в исполнении — система на рельсе. Эти откатные ворота своими руками собрать проще всего. Но возникающие при эксплуатации проблемы делают ее непопулярной.

    Из всех приведенных конструкций самая дорогая и сложная в исполнении — консольная, тем не менее именно она ставится чаще всего: правильно сделанная она не доставляет неудобств при эксплуатации. При выборе нужно иметь в виду, что при ее устройстве справа или слева от ворот требуется расстояние, в полтора раза больше, чем ширина полотна: кроме самой створки есть еще техническая часть, которая выступает сбоку примерно на половину длины.

    Подробно типы откатных ворот, особенности конструкции и построения рассмотрены в видео.

    Как сделать консольные откатные ворота

    Эта конструкция хороша тем, что над проездом нет балок. Но она — самая дорогая в устройстве. Дело не столько в системе роликов, сколько в необходимости устройства фундамента с металлическими закладными, к которым затем будет крепиться консольная балка. Если столбы уже есть, фундамент заливается перед ним и вдоль забора на длину технического выноса, который необходим для компенсации нагрузки, создаваемой полотном.

    Комплектация консольных ворот

    Даже если делают консольные откатные ворота своими руками, комплект, состоящий из направляющей балки, роликов, концевых роликов и уловителей покупают обычно в фирме. Все запчасти рассчитываются исходя из размеров полотна, материала каркаса и типа обшивки: вес имеет существенное значение. Потому желательно со всеми этими параметрами определиться заранее.

    Зная длину несущей балки, вы сможете рассчитать необходимый размер фундамента. По типу — это ленточный фундамент, котлован под него копают ниже глубины промерзания грунта (для каждого региона она своя), в который закладывают армированные опоры под пластины с роликами, а также устанавливают стойки. К этим стойкам затем крепится комплект верхних роликов, удерживающих полотно и не дающих ему раскачиваться.

    Как рассчитать фундамент под крепление для консольной балки

    Сложного при расчете ничего нет. Фундамент по длине равен почти половине длины пролета. Если пролет 4 метра (ширина проезда или расстоянием между столбами), то фундамент должен быть 1,8-2 м. Ширина его 40-50 см, глубина — ниже глубины промерзания грунта для региона.

    Фундамент под консольную балку при строительстве откатных ворот

    Котлован выкапывают еще на 10-15 см глубже — под гравийно-песчаную подушку. Этот фундамент армируют (по типу ленточного), в верхней его части к арматуре приваривается швеллер (18 или 20) и все это заливают бетоном. Швеллер выставляется в «нулевой» уровень, то есть он должен стоять на одном уровне с уровнем грунта или материалом, которым отделан двор.

    Подготовленное армирование и закладной швеллер

    Есть более дешевый и быстрый вариант, но по надежности он уступает описанному выше. В грунт вкручивают три винтовых металлических сваи, к ним приваривают швеллер.

    Установка роликовых опор

    К закладному швеллеру привариваются шпильки, к ним потом на болтовых соединениях крепятся платформы с роликами. Иногда можно встретить варианты, когда платформы приварены сразу к закладной. Это неправильно. Существует довольно большая вероятность того, что фундамент или столб забора даст усадку. Даже небольшое смещение — и ваши ворота работать не будут. Если ролики со шпилек можно снять, шпильки переварить и все собрать на место, то как корректировать если платформа приварена? Срезать? Сложно, долго, без гарантий. Так что лучше в этом случае делать все по правилам.

    Пример крепления роликовых площадок

    При покупке обратите внимание на роликовые каретки и на сами ролики. Это обязательно закрытые подшипники качения. Они обычно располагаются в два ряда по 4 штуки в каждом. Смазка в них должна быть морозостойкой — нижний предел температур -60°C. Осмотрите платформу, на которой они крепятся. Она должна быть стальной, литой, хорошего металла с оцинкованной поверхностью, покрыта защитной смазкой.

    На ролики накатывается опорная балка, потому основную нагрузку несут они

    Покатайте ролики. Все должны кататься без усилий, и не должны иметь люфта (не должны шататься из стороны в сторону). Тогда можно быть уверенным, что ворота будут ездить легко и откатной механизм будет работать продолжительное время (некоторые фирмы дают гарантию 10 лет). Ведь большая часть нагрузки приходится именно на ролики, потому их качество ключевой момент, как и сбалансированная конструкция полотна.

    Остальные этапы монтажа более понятно будут описаны в фото-отчете: ворота собраны самостоятельно, без привлечения специалистов.

    Откатные ворота своими руками: фотоотчет с пояснениями

    Ворота ставились в Москве, соответственно цены — столичные. Ставили их в 2010 году, с тех пор комплекты сильно подешевели. Например, «свежая» цена привода для полотна весом не более 400 кг (есть до 1,2 т) — около 100$, но это — бюджетный вариант. Во времена строительства приобретены комплектующие фирмы Rolling Center (лучшие тогда на рынке) с ведущей балкой длиной 6 метров. Были также заказаны отдельно верхний ловитель и кронштейн. Все с доставкой обошлось около 600$.

    Также были куплены следующие материалы:

    • профильная труба 80*60 мм — 6 м, 60*40 мм — 18 м, 40*20 мм — 36 м;
    • швеллер — 180 мм — 3 метра, 200 мм — 2,4 метра;
    • арматура 12 мм — 6 м;
    • электроды — 2 кг;
    • краска — 3 банки, кисти, заклепки;
    • цемент М-400 — 5 мешков;
    • профнастил покупался при изготовления забора.
    Читайте также:
    Ручной измельчитель для кукурузы из маленькой УШМ

    Схема откатных ворот с размерами

    Первым делом сварили каркас для ворот с противовесом. Раму (черным цветом) делали из профильной трубы 60*40 мм, перемычки и внутренний каркас (сиреневый) из трубы 40*20 мм. Внизу приварена направляющая балка разрезом вниз.

    Как варилалсь рама

    Внутренний каркас варили с отступом от края — по 20 мм с каждой стороны. Так удобнее потом крепить профлист, при желании можно и изнутри обшить.

    Как приваривать профильную трубу 40*20 мм

    Сначала залили фундамент. В него установили арматуру, сверху швеллер спинкой вверх. Вплотную к швеллеру две стойки из профилированной трубы 80*60 мм. Одна стойка примыкает к столбу, вторая выставлена вертикально на расстоянии 120 см. На них потом навешиваются ролики, которые придерживают полотно сверху. С другой стороны, вдоль ответного столба установили швеллер 180 мм.

    Швеллер на 180 мм прикрепили к ответному столбу

    Примерка на месте

    На ответной части к швеллеру вверху и внизу закреплены уловители, которые не дадут воротам болтаться при ветре.

    Установленные на приемном столбе упоры

    Верхний и нижний уловители

    Следующий шаг — установка пластин с роликами. Они крепятся к закладным. В данном случае это швеллер, потому пространство получилось большое. Когда делали фундамент, его сделали слишком высоким, потому пластины приваривались непосредственно к закладной. Это непрактично: если поломается ролик, поменять его будет проблематично. Обычно приваривают площадку, к которой потом на болтах крепят площадку с роликами.

    Приварены роликовые площадки и на них «наехали» роликами

    Готовый каркас ворот просто накатывают на закрепленные ролики.

    Фото створки на роликах с разных ракурсов

    После установки на опорную балку с обоих концов надевают заглушки. С дальней стороны устанавливается еще упорное колесо, которое в закрытом положении заезжает в нижний уловитель, приподнимая ворота и снимая нагрузку с роликов.

    Установка заглушки и упорного ролика (балка на фото перевернута)

    Теперь, чтобы ворота не «гуляли» в верхней части (они сейчас ничем не закреплены), к стойкам (80*60 мм) крепят комплекты верхних роликов — по одному на стойку. Их практически надевают на раму. Теперь имеющиеся внутри ролики будут придерживать ее вверху.

    Верхние ролики крепят на стойки, захватывая верхнюю кромку ворот

    Так выглядят установленные верхние ролики

    Все, откатные ворота своими руками собраны и готовы к эксплуатации.

    Как выглядят откатные ворота со двора

    Если остались вопросы, посмотрите видео. В нем собирают готовый комплект, весь процесс станет понятнее.

    Видео

    Несколько видео с разными конструкциями откатных ворот. Первое — консольные на средней балке. Проблем со снегом не будет, но внешний вид со двора — ниже среднего.

    Эконом-вариант: откатные ворота для дачи. Конструкция проста до чрезвычайности.

    Самодельный вариант. Тут в трубе 60*60 мм, пропилен просвет, в который вставляются ролики. Конструкция взята стандартная, собрана из разных комплектующих.

    Самостоятельное изготовление откатных ворот — порядок действий

    Откатные ворота компактно размещаются в ограждении участка, конструкция не требует места перед ней для открывания створок. Полотно движется на роликовых опорах вдоль забора, при этом человек не применяет больших усилий. Владельцы домов делают откатные ворота своими руками, чтобы сэкономить средства. Конструкция защищает территорию от проникновения независимо от механического или автоматического открывания.

    1. Общие сведения об откатных воротах
    2. Принцип устройства конструкции
    3. Достоинства и недостатки откатных ворот
    4. Чертежи и схемы
    5. Стандартные размеры
    6. Нюансы проектирования
    7. Выбор материалов для откатных ворот
    8. Необходимые инструменты для работы
    9. Инструкция по самостоятельному изготовлению
    10. Установка столбов
    11. Закладка фундамента
    12. Изготовление створки
    13. Монтаж конструкции
    14. Правила эксплуатации

    Общие сведения об откатных воротах

    Откатные ворота могут открываться механическим и автоматическим способом

    Организуют проезд с помощью металлического каркаса с декоративной вставкой или зашивкой. В фундаменте ставят две опорных балки, на них заводят конструкцию ворот с профильным прогоном (несущим) внизу рамы.

    Колесики полностью скрываются в нижнем швеллере, поэтому изделие смотрится аккуратно изнутри и с лицевого бока. Полотно движется в сторону влево или вправо вдоль ограды. Есть конструкция раздвижных ворот, когда присутствуют 2 полотна, разъезжающиеся в стороны от центра.

    • механический — хозяин отодвигает створку вручную;
    • автоматический или электрический — на конструкции стоит электропривод, полотном управляют кнопкой на базовой станции или пультом.

    Есть системы с установкой верхних роликов. Створка передвигается по консольному прогону, который расположен над проемом. Недостаток схемы в ограничении высоты проезжающего транспорта.

    Принцип устройства конструкции

    Условно полотно делят на видимую с улицы часть (щит) и вспомогательную, что удерживает ворота в закрытом состоянии (хвостовик). Полотно фиксируют к прокатному прогону специальной формы. Делают конструкцию с нижними роликами, верхними или двумя роликовыми опорами сразу. В систему входят уловители, которые крепят к колонне или столбу.

    Роликовые тележки надежно закрепляют сваркой или болтами на силовой балке, забетонированной в приямке. В полотне можно разместить калитку или предусматривают ее отдельно в едином стиле с воротами. Хвостовик выполняют прямоугольным или треугольным. Первый вид зашивают аналогично видимому полотну, поэтому створка смотрится цельным прямоугольником.

    Такую форму применяют для широких ворот с проемом 4 м. Чертеж откатных ворот с прямоугольным хвостовиком предусматривает установку двойного набора поддерживающих колес сверху.

    Достоинства и недостатки откатных ворот

    Откатные ворота без проблем открываются зимой

    Выездные конструкции устойчивые, т. к. нет горизонтальных и вертикальных петель, на которые рассчитана нагрузка. Масса полотна передается на фундамент, поэтому надежность не снижается со временем, независимо от негативных факторов.

    • компактное открывание;
    • независимость от снеговых заносов;
    • удобство передвижения и бесшумность;
    • обслуживание широких проемов;
    • возможность применения любой зашивки внутри;
    • несложное обслуживание при эксплуатации.

    Минусы в том, что широкие и высокие полотна имеют высокую парусность, поэтому конструкцию делают с запасом прочности. Достигается это обустройством мощного основания и монтажом силовой рамы. Недостаток прочности этих конструкций снижает надежность выдвижных ворот.

    Если допущены ошибки в расчетах, створка провиснет или перекосится.

    Для отодвигания полотна вдоль забора внутри потребуется 5 – 8 метров свободного пространства без предметов, построек и насаждений.

    Чертежи и схемы

    На чертеже следует обозначить размеры всех элементов

    Читайте также:
    Как постелить новый линолеум поверх старого

    В интернете есть много пошаговых инструкций с чертежами для откатных ворот, изготовленных своими руками, но лучше выполнить индивидуальную схему, применимую к конкретным условиям, материалу, пролету.

    Сведения, указываемые в чертежах и схемах:

    • эскиз расположения столбов, фундамента, створок с привязкой по ширине, высоте;
    • укрупненные узлы стыков и соединений;
    • размеры всех конструктивных элементов;
    • отметки земли, края основания, стоек, верха полотна;
    • материалы всех деталей, стоек, рельсов, полотен.

    С помощью схемы можно в любой момент сборки уточнить расположение и соотношение элементов, соотнести их размеры, посмотреть, как делать стык. Размеры на чертеже помогают просчитать объем материалов для изготовления ворот, составить поочередный список работ.

    Стандартные размеры

    Ширине проезда придают большое значение, поэтому расчеты выполняют правильно, чтобы избежать перекосов и не тратить средств на приобретение лишних стройматериалов. Оптимальная ширина не слишком отличается от размера пролета, который они должны закрывать. Например, если ширина 4 м, к этому параметру добавляют еще 200 мм. Для создания противовеса добавляют 1,5 – 1,6 длины пролета.

    Популярными являются размеры: 3,0; 3,5; 4,0; 5,0 и 6,0 метров. Максимальная ширина проезда, которая была изготовлена, достигает 12 метров. По высоте нет особых ограничений, но следует учитывать вес конструкции. Масса створки влияет на выбор автоматики, чем мощнее приспособление, тем выше его цена.

    Вес воротного полотна на пролете 6 м составляет около 600 кг, показатель колеблется в зависимости от материала. Минимальная масса откатной створки проема 4 м будет в диапазоне 300 – 400 кг. Такие показатели учитывают при выборе мощности роликов, автоматических приспособлений.

    Нюансы проектирования

    Начинают планирование с подбора подходящей конструкции.

    Есть несколько типов откатных систем:

    • подвесная;
    • консольная;
    • выездная.

    Первая разновидность самая простая, при этом над пролетом ставят направляющую балку с колесами для передвижения полотна. Такой тип схемы распространения не получил из-за ограничения высоты.

    В выездных моделях воротные ролики ездят по швеллеру на земле. Схема надежная, но предполагает регулярную чистку колеи от снега, мусора, наледи.

    В консольной системе направляющая крепится на каркасе так, что не ограничивает размер по высоте в пролете, а створка передвигается над землей. Ролики располагают в профиле, который закреплен на самой створке внутри. Для зашивки проектируют профнастил, металл, дерево.

    Выбор материалов для откатных ворот

    Ворота защищают внутреннее пространство двора от посягательств, поэтому материал зашивки должен выдерживать удары и другие нагрузки. Каркас полотен делают из металлической трубы, из аналогичного материала выполняют подкосы и диагонали створки. Для заполнения используют металл не меньше 2 мм толщиной или ставят профилированные листы с цинковым покрытием или окрашенные поливиниловыми составами.

    Из фурнитуры потребуется:

    • профиль для направляющей балки;
    • ролики;
    • каретка для колесиков;
    • улавливатели;
    • концевой ролик;
    • захватное приспособление;
    • заглушка;
    • комплект автоматического управления.

    Заполнением могут служить деревянные щиты, сэндвич-панели. В качестве роликового прогона используют швеллер, тавр, двутавр, уголки.

    Необходимые инструменты для работы

    Инструменты для установки откатных ворот

    Приспособления для изготовления и установки металлоконструкций есть почти у всех, кто занимается строительными работами, в ином случае их берут в аренду.

    • лом, лопаты штыковые и совковые, кельма, ведра, носилки;
    • болгарка с кругом по стали и зачистным диском;
    • бетономешалка;
    • сварка и к ней расходные материалы;
    • шуруповерт, дрель;
    • лестница-стремянка;
    • уровень, отвес, строительный угольник, рулетка от 5 м;
    • молоток, плоскогубцы, керн.

    Шанцевый инструмент нужен для подготовки ямы под фундамент, траншеи под укладку электропроводки. Им засыпают цемент, песок и щебень в бетономешалку.

    В каждом конкретном случае список приспособлений может быть увеличен. Например, если в земле будут корни кустов или деревьев, дополнительно понадобится топор.

    Инструкция по самостоятельному изготовлению

    Конструкции, как и этапы, могут отличаться, поэтому рекомендации согласовывают для конкретных условий.

    Основные фазы проведения работ:

    • проектирование, составление чертежей, схем;
    • подсчет и приобретение материалов;
    • земляные работы;
    • бетонирование;
    • сварка консольной системы и каркаса;
    • сборка полотна ворот, зачистка швов;
    • установка готовых ворот и навеска фурнитуры;
    • монтаж автоматики.

    Все работы по сборке раздвижных ворот на роликах можно делать собственноручно, кроме сварки деталей. При выборе длины полотна учитывают, что маленький хвостовик приведет к падению одной стороны полотна в открытом состоянии. Утяжелять эту часть грузами нецелесообразно. Если между каретками сделать большое расстояние, нагрузка на колеса возрастет, направлявшие деформируются или могут разогнуться их полки.

    Установка столбов

    Сечение столбов выбирают в соответствии с весом ворот. Отдельно учитывают массу отделочного материала, вес фурнитуры и автоматики. Если получается большое значение, делают два полотна.

    Ямы под стойки роют на глубину 1 – 1,2 м, но учитывают глубину промерзания почвы. При копке осыпаются стенки, поэтому делают опалубку из любых досок. На дне укладывают щебеночную подсыпку, проливают ее водой. Одновременно подводят и прокладывают провода для автоматики, их прячут в водопроводной трубе на глубине 60 – 80 см. Верхний торец трубы с выступающими кабелями закрывают полиэтиленом.

    Для столбов используют квадратную трубу 80 х 80 или 100 х 100 мм. Для устойчивости к подземной части стойки приваривают крестом куски арматуры длиной 20 мм, которую потом бетонируют. Верх столба накрывают, чтобы внутрь не протекала вода.

    Закладка фундамента

    Нагрузка от ветра, которая действует на полотно, также передается фундаменту, поэтому основанию уделяют внимание. После заливки бетона используют вибратор, чтобы выгнать воздушные пузыри.

    Поэтапное разделение работ:

    • подготовка земли в месте строительства (уборка мусора, выравнивание);
    • копка траншеи от одного до второго столба;
    • песчаная и гравийная подсыпка (10 и 15 см, соответственно);
    • сварка или вязка арматурного каркаса;
    • заливка бетона.

    Цемент, песок и щебень кладут в бетон в соотношении 1:3:5, соответственно. При укладке смеси используют кельмы, лопаты, чтобы распределить массу между арматурными стержнями.

    Полную прочность бетон наберет через 28 суток, но конструкцию можно собирать через 7 — 10 дней. За поверхностью бетона нужно ухаживать — накрыть опилками и поливать водой 2 раза в день.

    Изготовление створки

    Рама откатных ворот

    Нарезают заготовки стальной трубы для рамы. Куски, которые соединяются в углах, отрезают под 45°, а те, что стыкуются в виде буквы Т, режут под 90°. Такие нюансы учитывают при порезке. Отрезки очищают от ржавчины, раскладывают их в соответствии со схемой сборки.

    Читайте также:
    Металлическая подставка под бутыль с водой объемом 20 л

    При сварке не применяют сплошной шов, а делают соединение точками, чтобы не повело раму. После проверки всех параметров сваривают цельным швом.

    Места сварки шлифуют болгаркой с зачистным кругом, металл покрывают грунтом от коррозии. На стадии сварки усиливают раму перпендикулярными элементами.

    Применяют косынки на углах соединений — стальные прямоугольники или треугольники их листового металла. Хвостовик с одного бока рамы усиливают ребром жесткости так, чтобы он образовывал биссектрису прямого угла.

    Монтаж конструкции

    Консоль приваривают к низу рамы. На ее кромки ставят заглушки из резины, чтобы внутрь не попадали листья, мусор. Габариты прогона зависят от размера ворот по длине, толщину нужно брать по расчету. Проверяют ровность рельса, чтобы обеспечить легкий ход.

    Промежуток между направляющей балкой и роликом должен быть 1 мм. Больший люфт приведет к тому, что полотно будет «клевать» при движении, а маленький зазор вызовет заклинивание при работе. К опорной стойке ворот крепят нащельник, выполненный из уголка или швеллера.

    К нащельнику фиксируют нижний и верхний улавливатель. На закладную балку в фундаменте надевают ролики (поддерживающие каретку). На каретку надевают прогон-консоль, регулируют работы улавливателей. Дальше монтируют фурнитуру, устанавливают и подключают автоматическое управление.

    Правила эксплуатации

    Если при работе появились посторонние звуки, скрежет, прекращают использование створки и разбираются в причинах. Открывая полотно, не прилагают больших усилий, передвигают равномерно, без рывков. Следят, чтобы при движении в зоне действия не находились люди или животные, а также посторонние предметы.

    Регулярно чистят полозья, по которым движутся ролики, обледеневшие балки используют после скалывания налета. Нельзя касаться подвижных частей ворот во время движения или при остановке с включенным электричеством. Своевременно смазывают трущиеся части механизма, раз в год проводят техосмотр ворот.

    Если в полотне есть калитка, нужно предусмотреть дополнительное приспособление безопасности, которое исключит движение створки в момент прохода людей. Перед применением автоматики убеждаются, что замок, задвижка открыты и не препятствуют движению. Нельзя удерживать полотно от скольжения механическим способом — действия приведут к поломке или травме.

    Как правильно сварить откатные ворота из профтрубы

    При недостатке места перед въездом оптимальным решением будет установка сварных откатных ворот. Им не требуется место для открытия створок, как у распашных, а зимой не придется махать лопатой, расчищая сугробы. При желании любой, кто дружит со сваркой, сделает откатные ворота своими руками.

    Конструкция откатных ворот

    Конструктивно откатные ворота подразделяются на консольные, подвесные, рельсовые типы. Самый простой в изготовлении последний вариант. В этой конструкции створка с закрепленными снизу роликами перемещается по рельсу, уложенному в землю. Из-за того, что приходится постоянно очищать рельс от снега, грязи, посторонних предметов они используются редко.

    В подвесных конструкциях полотно с помощью роликов движется по балке, установленной вверху на опоры по бокам ворот. Система надежная и долговечная, не требующая постоянного ухода, но въезжающие автомобили ограничены по высоте. Однако разновидности со съемными балками решают эту проблему.

    Несмотря на сложность изготовления и более высокую стоимость чаще всего выбирается конструкция сварных откатных ворот консольного типа. Их основой является балка с установленным полотном, которая сдвигается по роликам, размещенных сбоку от проема. Для установки со стороны открытия необходимо свободное место в 1,5 раза превышающее ширину створки.

    Определяемся с размерами и проектируем чертеж

    Чтобы правильно составить чертеж можно воспользоваться готовой схемой, взятой в интернете. Сначала нужно определиться с шириной проема, так как от этого зависят остальные размеры. При перпендикулярном въезде легковому автомобилю хватит 2,5 — 3 м. Грузовику или трактору потребуется не меньше 3,5 м. Если въезд возможен только под углом, ширина увеличивается в полтора раза. По условиям безопасности расстояние от наиболее выступающих элементов автомобиля до опорных столбов выбирается не менее 30 — 50 см. Оптимальной шириной проема, достаточной для удобного проезда всех видов транспорта, будет 4,5 м.

    Ширина створки делается на 20 см больше размера проема, чтобы при закрытии по бокам не оставались щели. При установке нижний край створки приподнимается на 10 см от земли. Составляя чертежи, также необходимо учитывать толщину опорной балки, чтобы высота ворот была вровень с забором.

    Чтобы створка при движении не проваливалась вниз, к ней приваривается откос, используемый как противовес. Его длину делают равной 0,5 ширины полотна. Всю нагрузку воспринимают опорные тележки, поэтому они крепятся к швеллеру, установленному на прочном бетонном фундаменте. Его также используют для монтажа электропривода дистанционного открытия ворот.

    Выбираем материалы и фурнитуру

    Фурнитуру трудно изготовить в домашних условиях, поэтому ее проще купить. Выбор комплектующих зависит от габаритов и массы ворот. Производители предлагают варианты, рассчитанные на определенные параметры:

    • вес не больше 400 кг, шириной до 4 м;
    • масса до 600 кг, размер не больше 6 м;
    • вес более 600 кг, ширина свыше 6 м.

    При самостоятельном монтаже откатных ворот придется приобрести:

    • нижнюю направляющую балку;
    • поддерживающую скобу, на ней устанавливаются резиновые ролики;
    • пару опорных тележек с площадками под них;
    • концевой ролик;
    • нижний и верхний уловители;
    • заглушки из пластика.

    Обшить ворота можно профнастилом, листовым железом, вагонкой, поликарбонатом. Для ворот шириной 4 м также потребуется:

    • профильные трубы 50×50 или 60×40 мм для сборки рамы;
    • труба 40×20 для сборки каркаса под обшивку;
    • 20-й швеллер длиной 2 м для монтажа роликовых тележек;
    • отрезки листового железа для закладных на кирпичных или каменных опорах;
    • арматурные прутья диаметром 10 — 12 мм для установки швеллера на фундаменте;
    • при самостоятельном замешивании бетонного раствора нужно запастись щебнем, песком, цементом;
    • краска и грунтовка по металлу.

    Как сделать откатные ворота своими руками: поэтапная инструкция

    Чтобы конструкция не получилась в виде пропеллера, сварку откатных ворот нужно производить на ровной площадке. Поскольку работу придется выполнять самому поэтапно, нужно на каждом шагу контролировать правильность изготовления и сборки элементов конструкции.

    Устанавливаем столбы

    Опоры делают из дерева, швеллера, профильных труб, кирпича, камня. Их устанавливают на глубину не меньше метра, но надежней обустроить общий фундамент. Для монтажа уловителей и поддерживающей скобы используется сварка, поэтому на каменных и кирпичных опорах устанавливаются закладные из листового металла. Под столбы выкапываются ямы размером не меньше 50×50 см. После установки проверяется вертикальность, заливается бетон.

    Читайте также:
    Столик под раковину из профильной трубы и мебельного щита

    Монтируем фундамент

    Котлован под фундамент шириной 0,5 м и длиной на 30 см больше противовеса выкапывается рядом с забором. Дно траншеи должно быть ниже точки промерзания грунта. Далее:

    • из арматуры нарезаются стержни длиной равной глубине котлована и по 20 см;
    • длинные прутья привариваются к бокам швеллера с шагом 50 см;
    • противостоящие стержни свариваются парами на расстоянии 0,7 — 0,8 м от швеллера;
    • после установки сделанной конструкции в котлован швеллер выравнивается по горизонтали так, чтобы его верхняя полка была вровень с поверхностью проезда;
    • устанавливается опалубка и дополнительная арматура по бокам;
    • траншея заливается бетоном.

    Свариваем створку ворот

    Чтобы сварить ворота из профтрубы, нарезаются в соответствии с чертежом заготовки. Затем:

    1. К направляющей балке приваривается нижняя труба 50×50 мм, а к ней вертикальные стойки. Далее монтируется верхняя поперечина и противовес.
    2. Внутреннее пространство рамы заполняется элементами каркаса из трубы 40×20 для крепления обшивки. Чтобы не допустить перегрева и деформации сваривать их нужно в шахматном порядке.
    3. Сварочные швы зачищаются болгаркой, конструкция покрывается грунтовкой, окрашивается.

    Устанавливаем ворота

    Для удобства монтажа, между опорами, на расстоянии от них равном толщине створки, натягивается шнур. Высота над проездом 15 — 20 см. Он будет использоваться как осевая линия при установке опорных тележек.

    Сборка производится в следующем порядке:

    1. Размечаются места под роликовые тележки на швеллере. Чтобы концевой ролик на направляющей не выступал в проезд, первую тележку ставят в 15 см от края проема. Задняя располагается на расстоянии равном длине рамы (с учетом противовеса) минус 10 см, отмеренном от принимающей опоры.
    2. После прихватки площадок на них ставятся роликовые тележки.
    3. Устанавливается створка, проверяется ее положение относительно столбов. Если все нормально, полотно и тележки снимаются.
    4. Обвариваются поддерживающие площадки.
    5. Устанавливаются тележки и створка, ворота закрываются.
    6. Уровнем проверяется горизонтальность. При необходимости, положение поправляется регулирующими болтами на площадках.
    7. Концевой ролик вставляется в торец направляющей, закрепляется болтами, прихватывается сваркой.
    8. На опору, стоящую рядом с тележками, приваривается поддерживающая скоба так, чтобы верхний край створки был внутри нее. Роликами выставляется положение створки по вертикали.
    9. На концевой ролик надевается нижний уловитель, ворота закрываются, намечается место на приемной опоре. Крепление делается на болтах, чтобы была возможность регулировки по высоте.
    10. В таком же порядке устанавливается верхний уловитель, но крепится сваркой.
    11. Завершается монтаж окончательной регулировкой роликов, уловителей, поддерживающей скобы. Торец направляющей закрывается заглушкой.

    Обшиваем и красим ворота

    Обшивка из листовых материалов крепится саморезами или заклепками. Под них, в элементах каркаса откатных ворот, просверливаются отверстия. При обшивке штакетником или вагонкой их нужно обработать перед покраской антисептиком. Кованые элементы используются самостоятельно или в сочетании с другими материалами.

    Профнастил и поликарбонат заранее выбираются по цвету. Листовое железо и кованые детали предварительно обезжириваются и покрываются антикоррозийной грунтовкой. Окраска производится алкидной эмалью или акриловой краской в 2 — 3 слоя. Работа выполняется краскопультом, валиком либо кистью.

    Что понадобится для автоматического открывания раздвижных ворот

    Для оснащения откатных ворот системой автоматики, можно купить готовый комплект или приобрести составляющие по отдельности. Набор должен состоять из следующих элементов:

    • зубчатой рейки;
    • электропривода;
    • сигнальной лампы;
    • фотоэлементов;
    • пульта ДУ;
    • блока управления.

    Для установки привода используется швеллер, на котором смонтированы опорные тележки. Монтаж выполняется в следующем порядке:

    1. Приложив зубчатую рейку к нижней трубе рамы и совместив ее с зубьями шестерни, определяется место размещения привода между тележками. Если нужно поднять его или установить рядом со швеллером к нему приваривается пластина из толстого металла.
    2. На подготовленное место приваривается основание привода, на него крепят само устройство.
    3. Открыв ворота и установив рейку, проверяется правильность ее положения. В любом крайнем положении должен остаться запас в 10 см. Затем ее приваривают.
    4. На рейке крепятся концевые выключатели и фотоэлементы.
    5. На левой опоре устанавливается сигнальная лампа.

    Элементы соединяются кабелями в соответствии с инструкцией или схемой, проводится тестирование. Если вес ворот небольшой в качестве привода подойдет шуруповерт, а блок управления заменяется дешевой системой автомобильной сигнализации.

    Полезные советы

    Поскольку сделать раздвижные ворота своими руками непросто стоит прислушаться к рекомендациям профессионалов:

    1. Если нужно врезать в ворота калитку ее нужно монтировать ближе к фундаменту со швеллером, чтобы снизить нагрузку на ролики.
    2. Чтобы не ошибиться с определением ширины проема нужно предварительно в места установки столбов вбить колышки и попробовать проехать.
    3. Продавец может предложить тележки с пластиковыми роликами. Они издают меньше шума, чем металлические, но служат недолго. Поэтому предпочтение следует отдавать подшипникам качения из прочной стали.
    4. Если для сварных откатных ворот противовес сделать прямоугольным, его длину можно уменьшить до 1/3 ширины створки. Это актуально когда недостаточно места для открытия.

    Самостоятельно сваренные откатные ворота обойдутся значительно дешевле, нежели заказанные в фирме производящей их. При этом качество выполнения работ зависит только от себя. В итоге получается надежная и удобная в эксплуатации конструкция, обеспечивающая комфортный проезд с помощью дистанционного управления.

    Как сделать лопату или скребок для уборки снега

    Поговорим о том, как сделать обычную лопату или скребок для уборки придомовой территории после очередного снегопада. Они вам обязательно пригодятся если вы живёте в частном доме, ведь расчищать участок от снега приходится самостоятельно, не рассчитывая на коммунальные службы.

    Конечно, очень удобно иметь в хозяйстве собственную снегоуборочную машину. Отлично справляются с проблемой и системы снеготаяния и антиобледенения. Однако такие устройства по средствам далеко не каждому домовладельцу, очень многие вынуждены по-прежнему работать руками.

    Начнём с самого простого и доступного варианта — лопаты для снега из фанеры. Всё что вам потребуется:

    • Кусок обычной фанеры «четвёрки» размером примерно 50 на 50 см. С лопатой большего размера будет трудно работать даже взрослому и физически сильному человеку;
    • Отрезок доски длиной под кусок фанеры, то есть 50 см для задней стенки, торца рабочей части лопаты;
    • Готовый черенок от старого садового инструмента, деревянная рейка подходящей длины и прочности, алюминиевая труба — всё, что сможет служить удобной ручкой для лопаты;
    • Полоска из оцинкованного металла, которой мы защитим край фанеры и существенно продлим срок службы нашей лопаты;
    • Гвозди. Самые обычные.

    В первую очередь отметьте на вырезанном квадрате фанеры середину — в это место будет крепиться черенок. В доске посередине следует вырезать отверстие под ручку лопаты. Края фанеры и деревянная рейка-ручка зачищаются наждачной бумагой. На краю держака по косой спиливается клинышек, чтобы он плотнее прилегал к фанере. Если черенок у вас алюминиевая труба — сплющите её конец. Полоску оцинковки нужно согнуть по краю фанеры. В принципе всё — можно собирать лопату с помощью саморезов или гвоздей. Черенок для верности можно дополнительно закрепить полоской оцинковки, которая тоже крепится к фанере.

    При желании лопату можно покрасить. Что касается покупных вариантов, то самая простая лопата для снега будет стоить 250 рублей. И нет гарантии, что она прослужит долго.

    По такой же технологии делается лопата для снега из алюминиевого листа. В этом случае сзади лист следует согнуть так, чтобы получился бортик высотой порядка пяти сантиметров. Делают также боковые бортики. Так как алюминий является достаточно мягким металлом, полоска из оцинковки по переднему краю рабочей поверхности тоже необходима, как и в случае с фанерой.

    Покупной вариант лопаты для снега из алюминия может стоить 400–500 рублей.

    Скребок, движок, скрепер для уборки снега может представлять собой самую простую пластину из всё той же лёгкой фанеры, только в этом случае специалисты советуют брать «шестёрку». Размеры листа — примерно 1–1,2 м длиной и 50–60 см шириной. Ручка будет представлять собой не просто черенок, а конструкцию, которая крепится по краям листа-скребка, чтобы было удобно работать двумя руками, убирая снег.

    По краям фанеру обязательно следует укрепить металлическими полосками, иначе скребок прослужит очень недолго. Ручку можно сварить из металла, а также скрепить из трёх деревянных реек. Умельцы советуют в качестве ручки для скребка взять дужку от старой раскладушки — она круглая, удобная, прочная, отлично прикрепится к фанере.

    Покупной простой вариант скребка, движка для уборки снега будет стоить от 500 до 1200 рублей, в зависимости от используемого материала и производителя.

    Минус обычного скребка — он позволяет очищать снег с дорожек и двора, сталкивать его, но не поможет выбросить его, вынести, вывезти с территории. В этом плане намного более удобны скреперы в виде ковша, куда можно загрузить снег и переместить за территорию участка.

    Своими руками такие скреперы сделать уже сложнее, потребуется лист нержавейки, который придётся сгибать, при необходимости заниматься сваркой, чтобы придать ему форму ковша. Такие скребки, скреперы не зря часто называют волокушами — они позволяют быстро выволочь снег со двора, действуют по принципу бульдозера.

    Ещё более удобны скреперы на колёсах или салазках. Ковш можно сделать из половинки металлической трубы или бочки, а колёса взять, например, от старой детской коляски. Полозья придётся варить самостоятельно, но зато по снегу они ездят очень легко.

    Помните, что ручной труд на свежем воздухе очень полезен для здоровья. Удачи вам в уборке территории!

    Изготовление скребка для уборки снега своими руками

    С наступлением зимы у владельцев частных территорий появляются новые заботы. Им приходится постоянно очищать придворовую зону от снега. Чтобы эту нелегкую работу было выполнять удобнее, не помешает иметь на такой случай портативное снегоуборочное орудие. Чаще всего владельцы используют ручной скребок для снега, который позволяет быстро очистить от осадков прилегающие участки территории, предметы экстерьера и крыши домов.

    • Лопаты для чистки снега
      • Из пластика
      • Из дерева
      • Из металла
    • Изготовление лопаты своими руками
    • Скребки для дачи
    • Изготовление своими руками

    Лопаты для чистки снега

    Прежде чем отправиться в магазин за покупкой подходящего инструмента, следует выяснить, какие производители выпускают наиболее качественный и надежный снегоуборочный инвентарь. Но чтобы лопата для очистки снега не разочаровала, необходимо смотреть не только на производителя. Удобство эксплуатации приобретаемого приспособления во многом зависит и от размеров и материала. При желании можно рассмотреть вариант с изготовлением лопаты для снега своими руками, но в этом случае вначале придется выяснить все нюансы, касающиеся таких приспособлений.

    В конструкции снегоуборочной лопаты можно выделить два основных элемента — ковш для забора снега и рукоятку. Иногда в магазинах можно встретить и такие модели, которые изготавливаются с использованием большего числа деталей. Но даже на фоне таких различий подобные экземпляры предназначены для выполнения одной и той же функции.

    Традиционно для изготовления снегоуборочных лопат используют дерево, пластик и металл.

    Из пластика

    Используемый производителями пластик обязательно должен быть морозостойкий.

    У некоторых моделей он дополняется металлической окантовкой на ковше, которая позволяет изделию легче переносить механические нагрузки и увеличивает срок его службы. Пластиковые лопаты более удобные в использовании благодаря небольшому весу. Это идеальное решение для женщин и подростков. На этапе производства материал подвергается обработке химическими составами, а зона около черенка с ковшом защищается специальной окантовкой, которая делает изделие более износостойким.

    Из дерева

    Их чаще всего выбирают те владельцы, которые стремятся сэкономить. Главным недостатком таких приспособлений является недолговечность материала. Вдобавок, дерево гораздо хуже, чем пластик, переносит воздействие влаги, что очень быстро вызывает появление на поверхности трещин. Выполненные из древесины снегоуборочные лопаты лучше всего использовать для уборки недавно выпавшего снега. Чтобы можно было легко справиться с наледью и мокрыми осадками, потребуется дополнительно оборудовать ковш металлической окантовкой, которая увеличит эксплуатационный период инструмента.

    Из металла

    Эти лопаты являются самыми прочными, а потому служат дольше остальных приспособлений для уборки снега. Но они и стоят дороже других видов, хотя удивляться этому не приходится, учитывая их высокий уровень исполнения. Металлические лопаты с легкостью справятся не только со снегом, но и с наледью.

    Чтобы меньше уставать, можно приобрести инструмент, выполненный из алюминия или дюралюминия, который имеет меньший вес, чем стальные изделия. Алюминий легче дерева, но всё же не обладает такой же потрясающей прочностью, как металлические лопаты. По сравнению с ним дюралюминий смотрится предпочтительнее, ведь этот материал гораздо крепче, хотя и значительно тяжелее обычного алюминия. Стальные лопаты требуют немалых физических усилий, поэтому с ними, как правило, работают только мужчины.

    Оценивая лопаты по весу, также необходимо обратить внимание и на рукоятку. Для более удобной работы черенок должен соответствовать росту владельца. Уборка территории лопатой с короткой ручкой будет очень утомительной.

    Не менее важно, чтобы ковш имел подходящую ширину. Чем он шире, тем больше снега в него можно собрать. Но для удаления мокрых осадков лучше всего приобрести небольшую лопату.

    Удобнее всего очищать придворовую территорию от снега при помощи трехбортовой модели, поскольку она позволяет удерживать весь собранный лёгкий и рыхлый снег. Ее ковш имеет продольные ребра, которые увеличивают степень его скольжения по поверхности.

    Ещё при выборе снегоуборочного инструмента необходимо обращать внимание на характер работ и индивидуальную нагрузку.

    Чтобы инвентарь для очистки снега можно было перевозить в автомобиле и удобно хранить, производители выпускают специальные складные и разборные модели. Есть решения и для детей — небольшие лопатки, которые позволят даже маленьким помощникам принять участие в совместной уборке.

    Изготовление лопаты своими руками

    Необязательно тратить деньги на покупку снегоуборочной лопаты.

    При желании каждый владелец может изготовить ее самостоятельно, сэкономив тем самым не только деньги, но и время на поиски подходящей модели.

    Особых трудностей с изготовлением лопаты для удаления снега не возникает. Многие владельцы частных территорий уже давно занимаются изготовлением деревянных изделий своими руками. Но тем, кому предстоит впервые самостоятельно делать деревянную лопату для снега, не помешает вначале узнать, какие материалы потребуются для этой работы:

    • гвозди и саморезы;
    • деревянная рейка;
    • полоска оцинкованной стали;
    • фанерные листы толщиной 5 см.

    После подготовки всего необходимого можно переходить непосредственно к сборке инструмента:

    1. Для начала нужно сделать заднюю стенку, для которой понадобится кусок фанеры шириной 4−5 см. Эта деталь должна получиться в виде дуги и иметь высоту в центре не более 8 см, а в области боковин сужаться до 5 см. Для дальнейшего крепления рукоятки необходимо в середине сделать пропил со скосом примерно в 1 см.
    2. Теперь рейку нужно приложить к профилю задней стенки и отметить место для срезания излишка. В этом случае черенок плотно ляжет в пропил.
    3. После того как совок будет готов, его нужно приложить к дуге стенке и прикрепить гвоздями. Обычно достаточно трех гвоздей — один вбивается ровно посередине к задней стенке, а два остальные — по бокам. Обязательно нужно осмотреть ковш и убедиться, что там нет зазоров. В противном случае во время уборки прилипшие куски снега будут впитываться внутрь материала, который вследствие этого очень быстро деформируется.
    4. Удостоверившись, что край черенка вплотную примыкает к фанерному листу, его необходимо закрепить при помощи саморезов.
    5. Для нижнего края совка с целью усиления фиксации в месте соединения черенка с задней стенкой нужно подготовить стальные полосы необходимой длины. Готовые полоски крепят к дереву на саморезы.

    Чтобы инструмент для очистки снега прослужил долго, желательно для него сделать ковш из нержавеющей стали или оцинкованного металла.

    Для лучшего понимания, как это всё будет выглядеть, следует подобнее рассмотреть рабочий процесс:

    • Из заранее подготовленного листа металла нужно вырезать заготовку квадратной или прямоугольной формы, толщина которой должна составлять 0,7−1 мм.
    • С одной стороны листа через два противоположных угла нужно провести диагональные линии длиной 5 см, а затем сделать по ним прорези.
    • Уголки заготовки необходимо согнуть кверху с трех сторон, чтобы получились своеобразные бортики.
    • В образовавшейся стенке совка нужно вырезать отверстие круглой формы, соответствующее диаметру черенка.
    • Конец деревянной ручки необходимо обработать, придав ему слегка заостренную форму. Под него нужно сделать металлический держатель, который в дальнейшем крепят к середине ковша при помощи саморезов.
    • Черенок вбивают через бортовое отверстие в держатель и для надежности соединения фиксируют при помощи саморезов.

    Скребки для дачи

    Бывают такие периоды, когда снега выпадает больше обычного, и приходится много времени посвящать уборке территории. Не всегда даже при помощи широкой лопаты можно быстро справиться с этой задачей. Для такого случая хозяевам частных территорий не помешает иметь в своем арсенале скрепер — скребок для уборки снега. Подобный инструмент по своему внешнему виду представляет обычную лопату для снега, только с широким ковшом. При помощи этого приспособления можно, не прилагая больших усилий, очистить участки у дома и дорожки от снежных масс.

    В конструктивном плане скребок выглядит как широкий ковш для очистки снега с присоединенной к нему большой дугообразной рукояткой. В зависимости от размеров работать таким инструментом можно в две или четыре руки. Работа вдвоём со скрепером-волокушей позволяет очистить от снега территорию путем перемещения больших пластов снега.

    Но использовать подобные приспособления можно только для уборки легких снеговых осадков. Чтобы убрать слежавшиеся снежные массы и участки наледи придётся воспользоваться лопатой. Хотя и на этот случай есть удачное решение — скрепер на двух или четырех колесиках. При помощи такой лопаты можно очистить территорию от влажных залежей, не прилагая больших усилий.

    Скребки по многим параметрам схожи со снегоуборочными лопатами. В частности, производители используют для их изготовления одни и те же материалы.

    Изготовление своими руками

    Чтобы самостоятельно изготовить скребок для снега, не нужно обладать специальными знаниями. От обычной лопаты этот инструмент отличается тем, что для него потребуется больше материала. Но и в этом случае он всё равно окажется экономичным.

    Чтобы самостоятельно сделать простой деревянный скребок, потребуется деревянная доска и пара брусков. Одну сторону нужно обить металлической полосой, чтобы улучшить скольжение приспособления. Бруски понадобятся для изготовления квадратной рамы, которую в дальнейшем крепят одной стороной к доске при помощи саморезов.

    Но можно предложить и другой вариант изготовления скрепера, который предполагает добавление в конструкцию колесиков. Для такого инструмента для уборки снега необходимо подготовить следующее:

    • лист металла;
    • ручка в форме дуги (например, от старой коляски);
    • саморезы;
    • два маленьких колесика;
    • узкие стальные трубы;
    • транспортерная лента;
    • сварочный аппарат.

    Сам процесс изготовления скребка для уборки снега на колесах будет выглядеть так:

    • Вначале нужно обработать лист металла, придав ему форму полукруга.
    • Из узких труб необходимо изготовить опоры. Затем один конец приваривают к совку, а во втором проделывают отверстия для оси колес.
    • Из металлических уголков нужно сделать фиксирующие ушки для стоек. Их в дальнейшем тоже нужно приварить к лезвию скрепера.
    • С целью облегчения конструкции для стоек нужно взять дополнительно две трубы, проделать в них три отверстия и подобрать оптимальную высоту рукоятки.
    • В местах крепления остальные элементы инструмента нужно зафиксировать на шурупы или саморезы.
    • Чтобы во время уборки снега случайно не испортить скребок, рекомендуется дополнительно прикрепить к его нижней части транспортерную ленту.
    • В завершение скрепер необходимо покрыть цветной краской.

    Не всегда в хозяйстве можно найти металлический лист. В этом случае его можно заменить любой бесхозной трубой большого диаметра. Ее нужно распилить на две части, а затем взять одну и использовать ее в качестве совка.

    Зима — трудная пора для владельцев частных территорий. В это время года им приходится регулярно убирать участок от выпавшего снега. Но выполнять эту работу будет проще, если у них будет специальный инструмент. Чаще всего для этой цели используют снегоуборочную лопату. Но для более крупных территорий не всегда ее оказывается достаточно.

    На такой случай не помешает приобрести скрепер для снега. Хотя это приспособление для очистки территории от снега можно изготовить своими руками.

    Благодаря тому, что скрепер имеет простую конструкцию, его можно изготовить из имеющегося в каждом хозяйстве деревянного пиломатериала и тем самым сэкономить немалую сумму денежных средств. Но главное — скрепер для уборки снега будет идеально отвечать требованиям владельца, что сделает работу максимально удобной и эффективной.

    Скребок для чистки снега своими руками: чертежи, видео, фото

    Скребок для снега своими руками собирают из имеющихся материалов. Подойдет кусок любой фанеры или жести и длинный черенок. Если предстоит уборка большой территории, то к изготовлению снегоуборочного инвентаря подходят ответственно. Здесь уже продумывают более прочные и удобные скребки с широким захватом полосы за один проход. Для облегчения труда такой инвентарь даже ставят на лыжи, придумывают другие приспособления.

    1. Виды самодельных скребков для снега
    2. Как сделать скребок для уборки снега своими руками
    3. Скребок для снега своими руками из металла
    4. Как сделать скребок для снега на лыжах своими руками
    5. Как сделать скребок для снега из фанеры
    6. Скребок для уборки снега с крыши своими руками
    7. Как сделать скребок-волокушу для чистки снега из 0SB
    8. Скрепер со щеткой для снега своими руками
    9. Заключение

    Виды самодельных скребков для снега

    Все скребки имеют одинаковое устройство. Состоит инвентарь из рукоятки и рабочего полотна, которым непосредственно чистят снег. Однако форма, размер этих элементов может быть разный, что зависит от предназначения инструмента. Например, скребки для удаления снега с крыши имеют длинную рукоятку. Она бывает цельной или телескопической. Рабочее полотно закреплено перпендикулярно черенку. Скребок больше напоминает грабли.

    Для очистки от снега дорожек и площадей скребки делают широкие. Самый простой вариант представляет собой прямоугольный лист жести или фанеры с рукояткой. Черенок может быть один или два, а также прямой или изогнутый. На широких скребках делают П-образную ручку.

    Если говорить о сборке своими руками скрепера для уборки снега, то скребок этой разновидности иногда имеет рабочее полотно с боковыми бортами. Ковш позволяет захватывать большой объем снежной массы и вывозить ее в установленное место.

    Конфигураций снегоуборочного инвентаря множество. Однако все самодельные скребки для уборки снега имеют основное различие по материалу изготовления. Создают инструмент из металла, пластика и дерева:

    1. Пластиковый инвентарь чаще всего покупают в магазине. Однако такой скребок можно и самому сделать из отслужившей пластмассовой бочки, подноса или другого бытового предмета. Пластик легкий, к нему не прилипает снег. За счет таких преимуществ упрощается работа скребком. Кромку рабочего полотна обычно защищают обрамлением из металлической полосы, предохраняющий пластик от истирания. На магазинных изделиях имеются ребра жесткости. Они придают прочность рабочему полотну.
      Пластиковые скребки легкие, удобные, не облипают снегом
    2. Чаще всего популярна при сборке своими руками лопата-скребок для уборки снега, где материалом использована фанера и деревянный черенок. Заготовку для такого инструмента нетрудно найти практически в каждом доме. Древесина легко обрабатывается, однако имеет один недостаток. Фанера сильно поглощает влагу. Со временем она начинает расслаиваться. Разбухший от воды инструмент становится тяжелым, к рабочему полотну прилипает мокрый снег.
      Деревянный инвентарь обычно делают из фанеры
    3. По прочности на первом месте идут металлические скребки. Однако не весь инвентарь одинаково хорош. Металл – понятие растяжимое. Если использовать обычную жесть и трубу для рукоятки, то такой инвентарь быстро ржавеет. Он тяжелый. К рабочему полотну примерзает снег. Оптимальным по цене и качеству считается инвентарь из оцинкованной листовой стали. Защитное покрытие предотвращает быстрое развитие коррозии. Однако скребок все же тяжеловат. Со временем оцинкованный слой стирается, появляются ржавые пятна. Лучшими считаются алюминиевые скребки. Инструмент легкий, редко обмерзает снегом, не имеет свойства ржаветь. Можно еще рассмотреть нержавейку, но металл дорогой.
      Металлические скребки прочные, устойчивые к влаге и механическим воздействиям

    Несмотря на многие недостатки, дерево все же остается одним из самых популярных материалов.

    Как сделать скребок для уборки снега своими руками

    Прежде чем приступить к изготовлению скребка, нужно продумать его конфигурацию, размер. Посмотреть, какой материал имеется в наличии. В первую очередь инвентарь должен быть удобный для работы. Черенок делают по росту человека. Если рабочее полотно широкое, оптимально предусмотреть П-образную ручку.

    Для широкого скребка предусматривают двойную П-образную ручку

    Из материалов для рабочего полотна оптимально выбрать металл. Однако такой инструмент способен царапать тротуарную плитку. Если двор имеет такое декоративное покрытие, то лучше выбрать фанеру, лист ОСБ. Отличный получится пластиковый скребок для снега из бочки своими руками, если вырезать фрагмент боковой стенки. Важно чтобы пластмасса была не хрупкая и толщиной минимум 5 мм.

    Материалом для рукоятки подойдет деревянный черенок или алюминиевая трубка. Обычную стальную трубу использовать нежелательно. Такая рукоятка будет тяжелая, холодная, неудобная в руках.

    Из инструмента понадобится пила, электролобзик, болгарка, молоток, отвертка, электродрель. Точный перечень зависит от того, какой будет использован для работ материал.

    На видео скребки для уборки снега своими руками:

    Скребок для снега своими руками из металла

    При желании можно сделать два варианта металлического инвентаря: с бортами на рабочем полотне и без них. Проще всего второй вариант. Для рабочего полотна из листового металла вырезают болгаркой прямоугольную заготовку. Высоты скребка хватит около 50 см. Ширина зависит от того, на сколько человек рассчитан инструмент. Если управлять будет один оператор, параметр ограничивают 60-70 см. Для двух человек ширину рабочего полотна увеличивают до 1 м.

    Рукояткой служит деревянный черенок. На узком полотне его устанавливают один. Широкий скребок оснащают двумя черенками, а на конце их соединяют перемычкой. Рукоятка получается в форме буквы «П».

    Наличие бортов позволяет больше захватывать снега

    По принципу скрепера получится сконструировать своими руками самодельный скребок для снега, если оснастить его бортами. Здесь тоже существует два варианта. В первом случае задний и два боковых борта выгибают из металла. Если их сделать высокими, ковшом будет удобно не только соскребать, но и вывозить снег с участка.

    Во втором варианте металлические выгибают только боковые борта. Заднюю полку делают из доски. Она дополнительно служит прочной основой для фиксации черенка.

    Как сделать скребок для снега на лыжах своими руками

    Недостатком всего инвентаря является сложность управления. Во время толкания скребок хорошо собирает снег только по ровной поверхности, но какой бы она не была гладкой, рабочее полотно все равно ударяется о куски льда, землю и другие препятствия. Каждый удар отражается нагрузкой на спину. Решить проблему помогает чистящее приспособление, установленное на лыжи.

    Рабочее полотно, установленное на лыжи, во время сгребания снега не упирается в землю

    Чтобы самому сделать скребок для уборки снега, отрезают болгаркой два уголка, трубы или шины длинной по 1 м. Концы загибают, иначе полозья во время движения упрутся в землю. Из трубки диаметром 15 мм выгибают П-образную ручку. К полозьям ее приваривают под углом. Наклон делают на себя. Угол определяют индивидуально, чтобы удобно было управлять. Прямоугольный металлический лист крепят болтами к стойкам П-образной ручки. Нижняя кромка рабочего полотна должна стоять на лыжах, чтобы не упиралась в землю.

    Как сделать скребок для снега из фанеры

    Для снегоуборочного инвентаря понадобится фанерный лист толщиной 6 мм. Заготовку отпиливают длиной 0,8-1 м, а шириной – 50 см. Фанеру болтами крепят к П-образной ручке, выгнутой из металлической трубы или собранной из деревянных черенков. Скребок почти готов, но снег еще рано им чистить. В таком виде торцы рабочего полотна быстро истираются. Фанера начинает расслаиваться, отламываться щепками.

    Фанеру оптимально обрамить стальной полосой

    Для усовершенствования конструкции нижний торец рабочего полотна обрамляют стальной полосой. Крепят ее заклепками через сквозные просверленные отверстия.

    Скребок для уборки снега с крыши своими руками

    Снегом заметает не только дорожки, но и крыши. С одной стороны, он там не мешает. Однако убирать его нужно. Большие скопления снега способны провалить кровлю, а при сходе лавины с крыши существует угроза получения травмы человеком. Обычным скребком здесь не справится. Потребуется приспособление на длинной рукоятке. Существует много вариантов, но одной из самых простых конструкций считается скребок из граблей.

    Начинают собирать своими руками самодельный скребок для уборки снега с отпиливания доски. Заготовку берут длиной до 800 мм, шириной – до 200 мм. В любом случае доска должна закрыть зубья граблей, иначе они повредят кровельное покрытие.

    Доску к граблям фиксируют стальной шиной и саморезами

    Доску укладывают на землю. Сверху перпендикулярно ставят грабли. В таком положении зубья располагаются параллельно плоскости доски. Теперь элементы нужно надежно скрепить. Для этого берут шину. Ее длина должна превосходить ширину граблей. В шине сверлят отверстия, укладывают на зубья, и саморезами прикручивают к доске.

    С крыши снег счищают, сдвигая его граблями на себя

    Недостатком конструкции является только короткая ручка граблей. Ее наращивают алюминиевой трубкой или используют длинную деревянную рейку.

    Как сделать скребок-волокушу для чистки снега из 0SB

    Когда требуется срочно убрать снег, а под рукой есть только кусок плиты ОСБ, с помощью несложных манипуляций электролобзиком изготавливают волокушу. Чтобы осуществить сборку скребка своими руками для уборки снега, чертежи не нужны, а вот выкройку надо построить.

    На плите ОСБ карандашом рисуют форму будущего скрепера. К низу скребок-волокушу расширяют до 1 м. Углы слегка закругляют. К верху пластину сужают примерно по 30 см от каждого края. На выкройке рисуют два продолговатых отверстия под ручки. Теперь осталось по разметке обрезать лишние части плиты ОСБ электролобзиком. Область возле ручек тщательно шлифуют наждачной бумагой. Для удобства их можно обмотать изолентой.

    Скрепер со щеткой для снега своими руками

    Магазинный вариант скрепера со щеткой напоминает двухсторонние грабли, только вместо зубьев с одной стороны расположена щетина, а на другой стороне закреплено жесткое основание. Во время уборки сначала соскребают основную массу снега, после чего сметают остатки щеткой.

    Магазинный скрепер со щеткой обычно оснащен алюминиевой телескопической ручкой, что позволяет убирать снег с высоты, например, кровли

    В самостоятельном исполнении собирают скребок для снега своими руками из фанеры, закрепив перпендикулярно прямоугольной заготовке длинный черенок. Одну сторону обрамляют жестяной полосой. На другую сторону заготовки накладывают щетину из пластикового веника или щетки, прижимают ее металлической шиной и фиксируют саморезами сквозь просверленные отверстия.

    Заключение

    Скребок для снега своими руками по окончании работы хранят в сухом помещении. Инструмент нельзя бросать облипший снегом, особенно, если он деревянный. Влага уничтожит инвентарь и на следующий сезон придется заново его делать.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: